Болят зубы при игре на кларнете

Болят зубы при игре на кларнете thumbnail

Просмотр полной версии : Кларнетисты,помогите советом,пожалуйста

Отдала дочку 9 лет в музыкальную школу учиться играть на кларнете. Она слабенькая и худенькая, периодически болеет обструктивными бронхитами и посоветовали заниматься на духовых. Но теперь очень беспокоит то, что у нее постоянно сильно кружится голова во время выдувания звуков, полноценных занятий не получается. Занимается 2 месяца, а лучше не становится… Может ли быть такое, что вместо пользы этими занятиями мы наносим вред ребенку? До этого год занимались на блок-флейте, проблем не было и бронхитов тоже не было целый год.

Наверное, нельзя долго заниматься подряд… Надо делать перерывы.
Вреда быть не может. Только польза.

niksmile

10.11.2008, 23:20

Уважаемая Snork,

при неправильной (недостаточной) работе брюшных мышц во время игры на кларнете может возникать избыточное внутричерепное давление, что может приводить к головокружению и головным болям (давящая боль в ямках нижней затылочной части головы). Избавиться от этой проблемы достаточно просто – нужно приучить ребенка сознательно и, первое время, с чрезмерным усилием напрягать мышцы пресса во время игры на кларнете.

Чтобы ребенок ощутил, как заставить нужные мышцы работать, можно посадить его на край стула или (лучше) положить на ровную поверхность, попросить поднять ноги примерно на 45 градусов (чтобы пресс напрягся) и поиграть в таком положении длинные звуки. Еще можно попросить ребенка, чтобы он в положении стоя оперся на Вашу руку животом и, немного наклоняясь вперед, потянул длинные звуки, а Вы должны удерживать его от падения, чтобы угол между корпусом ребенка и полом составлял около 80-70 градусов.

Другой причиной, затрудняющей подачу воздуха в инструмент, может быть слишком сильное давление губ на трость, в результате чего щель между тростью и мундштуком становится слишком узкой. В этом случае следует порекомендовать ребенку расслабить мышцы челюсти и губ и (при необходимости) поместить мундштук немного глубже в полость рта. Замечу, что губы при игре на кларнете не должны быть напряжены, а только собраны в плотное кольцо вокруг мундштука с прикрепленной к нему тростью. Напряженными должны быть ТОЛЬКО брюшные мышцы.

На первом этапе обучения ежедневные занятия на протяжении 30-45 минут с небольшими перерывами будут вполне достаточными.

В любом случает, если в ближайшие пару месяцев головокружения не пройдут, продолжать занятия будет не безопасно. Возможно придется сменить инструмент и перейти, к примеру, на флейту.

С уважением и наилучшими пожеланиями!

Carolina

11.11.2008, 11:16

Странно,что при таком диагнозе Вас отправили на кларнет,у меня например таких детей на гобой ведут,только гобой в принципе может помочь,там происходит задержка дыхания… Впрочем выбор всегда остается за родителями:solution:

niksmile,огромное спасибо за такой подробный ответ! Попробуем воспользоваться Вашими рекомендациями.

Может быть, нам надо настаивать на том,чтобы преподаватель разрешал заниматься сидя? Или при этом дыхание будет совсем неправильным?:oops: Сейчас он не разрешает даже слегка опираться спиной на стол, а я боюсь, что дочь упадет в обморок.

Carolina, у нас гобоя в музыкальной школе нет. Нас сначала на саксофон хотели взять и дочка больше хотела на нем играть, но посмотрели, что физические данные слабенькие… Решили, что кларнет предпочтительней. А вообще нам от болезней и простая блок -флейта помогала, но надо же дальше двигаться…

niksmile

11.11.2008, 20:19

Carolina, задержка дыхания происходит во время игры на ЛЮБОМ духовом музыкальном инструменте. Попробуйте надуть шарик не задерживая дыхание.

Snork, думаю, что не стоит «баламутить» своего педагога. Эти эксперименты нужно проводить во время домашних занятий, чтобы ребенок понял, как должны работать брюшные мышцы (пресс). Кроме того, с педагогом вы занимаетесь 2 раза в неделю, а дома 5 или 7 (надеюсь).

Кстати, уточню, что при игре сидя с поднятыми ногами ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сидеть на краешке стула, чтобы корпус ребенка не соприкасался со спинкой стула всей своей плоскостью, а был отклонен назад.

Carolina

11.11.2008, 22:18

Carolina, задержка дыхания происходит во время игры на ЛЮБОМ духовом музыкальном инструменте. Попробуйте надуть шарик не задерживая дыхание.

Правильно,только на гобое Вы это дыханием распоряжаетесь очень экономно….попробовали бы вы так шарик надуть,весело было бы посмотреть,так что с любым инструментом это не пройдет:solution:.А сидя заниматься нельзя вообще!!!!(про поднятые ноги…это из ряда циркачества,маленький ребенок,с поднятыми ногами и с кларнетом в зубах,упаси Бог…)

В оркестрах играют сидя. Все. Кроме контрабасистов.И контрфаготов. Почему нельзя сидя заниматься, хотя бы иногда ?

Carolina

12.11.2008, 12:05

В оркестрах играют сидя. Все. Кроме контрабасистов.И контрфаготов. Почему нельзя сидя заниматься, хотя бы иногда ?
В оркестрах уже играют,те,кто умеет правильно дышать ( и не только:lol:),на детей это пока не рапространяется,они еще должны этому учиться:solution:. Вы еще о скрипачах скажите,что они в оркестре ТОЖЕ сидя играют,ну не в тему…поверьте! А про контрфагот в оркестре (это в каком это интересно??)-это смелое заявление,можно конечно и стоя,но практически это невозможно.

А про контрфагот в оркестре (это в каком это интересно??)-это смелое заявление,можно конечно и стоя,но практически это невозможно.

Ничего не понимаю в контрфаготах:oops: И просто в фаготах тоже…:oops:
Но мне показалось на концерте , что парень стоял . прикрываясь какой-то страшной громадиной:lol: Я порсле концерта подошла и спросила, за чем это таким большим он прятался ? Оказалось, что за вот этим самым контрфаготом. Может он и сидел, просто парень был высокий:roll: Ловлю помидорки…:tomato:

Velmistr

12.11.2008, 13:07

В оркестрах играют сидя. Все. Кроме контрабасистов.И контрфаготов. Почему нельзя сидя заниматься, хотя бы иногда ?

Контрафаготы играют сидя. А вот ударники стоят.

Сергей_b1

03.12.2008, 22:13

а я вобще не представляю себе специальности сидя, это же сразу приучает дышать неправильно. Оркестр другое дело, в нем музыкант уже на начальном этапе хоть худо бедно знает про правильную постановку дыхания

Powered by vBulletin® Version 4.2.3 Copyright © 2019 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

Источник

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Какое-то время назад я писала про свои сомнения по поводу музыкального будущего сына. Заниматься для души у частного педагога или идти в ДМШ. Сходили все-таки аж в 2 ДМШ на прослушивание. Одна — очень заманчиво- находится в соседнем от нас доме. Шел туда почти со слезами-я не люблю петь. Результат — очень хорошо интонирует, берут, причем у школы упор на хор:) Вот несчастье — а петь-то он не хочет. На фортепиано сыграл плохо, пеадгогу не понравилось. Я расстроилась — значит все-таки результаты наших частных занятий неахти:( Хотя он в основном учился на скрипке. В общем пошли в другую муз.школу, у которой сильное инструментальное отделение и вообще она ведущая в районе. Сына наш педагог немного подготовил к этому, но внушил, что ему надо идти на фортепиано, а то скрипка слишком тяжело. Перед входом в школу прочитали список инструментов на которых там учат, ребенку вдруг приспичило флейта. На блок-флейте он немного играел, теперь хочет на настоящей. Послушали, сказали, что все хорошо, пусть на скрипочке играет. А он, черт возьми, уже на ней не хочет, а хочет на флейте. На него посмотрели еще раз и обнаружили длинную шею, что якобы для скрипки плохо, пошли слушаться на духовые. Там сразу зубы смотрят. А они у него кривые и один на другой лезет. С такими зубами играть на флейте, оказывается, нельзя. Но послушали аж двое — и слух, и ритм прекрасно. Могут взять на ударные или после исправления зубов на духовые. У-у-уф! Ребенок уже бледный, весь с лица спал, ничего не хочет, подавай ему флейту! Зубы ему не мешают на блок-флейте играть, видите ли. В общем ушли, сказали что 30-го надо прийти смотреть списки. Не знаю, может зря я все это затеяла? Только парня мучила…:( Зубы-то за лето не успеем исправить…

Читайте также:  зуб сделали а он болит

24.05.2003 23:03:56, МВСН

6 комментариев

Насчет зубов могу сказать только одно. Когда мы пошли прослушиваться на духовые у нас первым делом их смотрели. Только после того, как завуч (сам тубист) убедился, что все в порядке, дал разрешение на прослушивание. Но! С моим мужем работает тромбонист с неровными зубами. Не сильно, но заметно и прикус скорее всего у него не совсем правильный. Вроде бы все нормально — это его профессия:)) Так что если ну уж очень-очень хочет, может Вам еще раз подойти и поговорить? Может и стоит попробовать, перейти на что-то другое в крайнем случае будет можно!
26.05.2003 11:59:05, Варвара

Бред какой-то про зубы. Я закончила музыкальную школу по флейте, и у меня был неправильный прикус. Никаких проблем при поступлении, наоборот — на флейту были наименьшие требования по слуху.
25.05.2003 19:23:51, Газель

Я флейтистка, закончила консерваторию. На флейте и других духовых нельзя играть только если у человека «заячий» прикус. Это серьёзный врождённый дефект. при обычном неправильном прикусе (как у меня, к примеру), или при кривый зубах играть можно. Однажды при мне «забраковали» мальчика, у которого губы в форме бантика, т. е. если он складывал их так, чтобы подуть, то у него образовывалось два отверствия, а не одно, его взяли на кларнет. Если у Вашего ребёнка нет каких-то серьёзных медицинский противопоказаний, то в ДМШ могли отказать только из-за большого наплыва учеников на какой-либо инструмент. Но если Вы проявите настойчивость, то его обязательно возьмут туда, куда Вы захотите.
24.05.2003 23:25:05, Гавроша

Они мотивировали тем, что мундштук будет давить на губы, а губы- на зубы, а когда зубы кривые это больно и травматично, до крови. Звучало убедительно да и наплыва нет, мальчиков берут вообще без слуха. Наверное пойду потом поговорю лично с мужчиной преподом духовых который мне показался подходящим для моего сына — в меру строгий в меру ласковый:)
25.05.2003 09:04:43, МВСН

Очень! важно! какой преподаватель и насколько хороший у них будет контакт! Это пол дела уже:) Убедились на собственном опыте:( Так что если понравился — добивайтесь:))
26.05.2003 12:03:58, Варвара

Да,уж…
У нас флейтистка зубов не проверяла. Да и вообще, когда начинают играть в пять лет, бывает что этих зубов-то и совсем нет.
24.05.2003 23:23:55, Караул

Источник

Про саксофон. Новое слово — амбушюр. Положение губ, языка и лицевых мышц саксофониста при игре на саксофоне. Губы, охватывая трость, регулируют её вибрацию и воздействуют на звук. Амбушюр меняется при извлечении звуков различной высоты и силы.

Урок 1.4 Амбушюр саксофона

Урок ведет Николай Годына:

Про саксофон. Поговорим об амбушюре саксофона

Слово амбушюр происходит от французского слова bouche (бушь) — рот и определяет способ, каким саксофонист напрягает лицевые мышцы и складывает губы при игре на саксофоне.

Амбушюр, пожалуй, самый спорных элемент обучения игре на саксофоне.

Почему тема амбушюра вызывает столько споров на тематических форумах?

Дело в том, что огромное количество музыкантов используют совершенно разные способы сложения губ. Другими словами, у них разный амбушюр. Это означает, что, в принципе, не так важно как вы складываете губы и какой у вас амбушюр. Важно только то, что у вас получается в результате.
Если у вашей игры хороших звук и вы записываете платиновые альбомы, то кому какое дело как вы ставите губы на мундштуке?

Тем не менее, есть некоторые основополагающие вещи, которые необходимо знать об амбушюре, чтобы добиться того или иного звучания.

Про саксофон. Основополагающие вещи

Самое главное, что необходимо знать, это положение зубов на мундштуке и положение нижней губы.

Возьмите в руки мундштук. Лучше если сверху на мундштуке, в месте где будут располагаться зубы, будет установлена защитная наклейка.

Защитная наклейка на мундштук предназначена для того, чтобы зубы не скользили по мундштуку. Наклейки выпскаются прозрачными или черными. Выбирайте на свой вкус.

Про саксофон наклейка на мундштук

Когда вы начнёте нервничать и кусать мундштук, эта копеечная штучка защитит дорогой мундштук ????

Поставьте верхние зубы на мундштук примерно в сантиметре от его края.

про саксофон место верхних зубов

Расстояние от края мундштука подбирается индивидуально. Куда следует поставить зубы зависит от:

  • прикуса;
  • толщины губ;
  • формы мундштука;
  • и других показателей.

Про саксофон. Как глубоко ставить зубы на мундштуке?

1. Зубы поставлены на самый край мундштука. Саксофонисты говорят в этом случае: «взять мало мундштука». При этом, звук саксофона получается мягким, ватным.
Такой звук для игры не подходит. Он является частой ошибкой начинающих саксофонистов.

2. Если поставить зубы далеко от края — «взять много мундштука» — получается резкий, громкий и неконтролируемый звук.

3. Если поставить зубы в какое-то промежуточное положение между этими крайними постановками, получится относительно правильный вариант.

Про саксофон. Самый важный момент амбушюра

После установки верхних зубов на наклейку наступает самый важный момент в амбушюре — постановка нижней губы.

Нижняя губа ставится близко к нижним зубам, но не заворачивается на зубы. (Впрочем есть амбушюры, особенно в академической школе, где нижняя губа заворачивается на зубы).

Нижняя губа должна стоять чуть выше зубов, как бы опираясь на зубы своей внутренней частью.

Иногда в старых учебниках по саксофону можно встретить рекомендации играть на «полуулыбке». Это старая кларнетовая школа. Она в настоящее время не используется даже в игре на кларнете. Большинство кларнетистов перешли на «французскую» постановку как у саксофонистов. Такая постановка напоминает положение губ при насвистывании. То есть, губы образуют не две плоские полоски, которые зажимают мундштук сверху и снизу. А губы образуют что-то наподобие резинового кольца, которое охватывает мундштук со всех сторон.

про саксофон мундштук

Попробуйте потренироваться в выполнении амбушюра перед зеркалом.
Если подбородок уходит вверх, значит, вы делает это не правильно.
про саксофно амбушюр не правильно

Подбородок должен образовывать подобие лопаточки и быть достаточно растянут.

про саксофон правильный амбушюр

Про саксофон. Как определить правильное расположение мундштука

Одним из способов выяснить правильное положение какого-то конкретного мундштука, является способ «визитной карточки».
Просуньте визитку между тростью и корпусом мундштука. Там где визитка остановится должна располагаться нижняя губа.

При таком расположении нижней губы трость во рту находится в положении самом лучшем для игры. То есть, край трости находится в свободном состоянии и может вибрировать. При этом, нижней губой будет возможно поджимать трость и, тем самым, регулировать звук саксофона.

Про саксофон. Еще про амбушюр.

Петр Риттер рассказывает о постановке лицевых мышц во время игры на саксофоне.

От работы лицевых мышц зависит звук саксофона.

Главная деталь в звучании саксофона — трость. Цель  работы лицевых мышц саксофониста сделать так, чтобы трость свободно вибрировала и ей ничего не мешало.

Основную проблему для трости может составить нижняя губа. Только она имеет контакт с тростью.

Чтобы трость свободно вибрировала необходимо открыть рот, расслабить мышцы нижней челюсти и немного напрячь мышцы подбородка. В этом случае нижняя губа ляжет на зубы и станет упругой как пружина. Это даже можно проверить если до неё дотронуться пальцем.

Если все сделать правильно, трость будет находиться на мягкой упругой пружине и будет свободно вибрировать.

Существуют две поставновки лицевых мышц при игре на саксофоне. Единственное отличие между ними это положение нижней губы.
1. В постановке, которую рекомендует известный педагог Ларри Тилл — нижняя губа ставится на нижние зубы. И она не подворачивается!

Многие саксофонисты играют с подвернутой губой. Из-за этого саксофон у них звучит ущербно.

2. Педагог Джо Аллард рекомендует вовсе не опирать нижнюю губу на зубы.

По мнению Петра Риттера нет никакой разницы на какой постановке играть. В то же время, на первой постановке научиться играть намного легче. Поэтому такая постановка является предпочтительной для начинающих саксофонистов.

Читайте также:  Почему после лечения стал болеть зуб после

Еще важные дополнения:

  • во время игры гортань следует держать максимально открытой, как при зевке;
  • язык касается кончика трости только при атаке или снятии ноты.

Задавайте вопросы в комментариях и переходите к пятому уроку:

Урок 1.5 Как играть на саксофоне. Извлекаем первый звук

Чтобы передохнуть послушайте приятную мелодию:

про саксофон

Источник

Методика игры на кларнете

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Вы можете стоять или сидеть.(Так, если вы сидите, то лучше ощущаете дыхание(если оно брюшное; как ему и положено)). Вы можете даже ходить ,дабы почувствовать некоторую свободу, при условии, что ходите не подчиняясь ритму музыки или упражнений. Однако есть несколько основополагающих моментов.

Корпус
Корпус должен быть прямым. Вы не должны горбиться- это затрудняет брюшное дыхание. Если вы все же наклоняетесь вперед, то следите чтобы при наклоне спина была прямая, ровная, как будто вас все время тянут вверх за нитку ,привязанную к макушке.

Руки
Избегайте поднимать плечи. Не прижимайте локти к телу. Локти свободно свисают. Подмышки слегка округлены, как будто в каждой подмышке находится по куриному яицу. Свесьте руку вдоль тела и встряхните ее, расслабляя. Обратите внимание на естественное и округлое положение кисти и пальцев. Сохраните эту форму и при игре на инструменте.Вы должны держать инструмент как что-то очень хрупкое: нежно и уверенно.

Шея
Не наклоняйте голову вниз. Попробуйте петь что-нибудь, опуская подбородок к груди. Ваш голос будет становиться все более сдавленным, зажатым. Также и при игре на кларнете, опуская голову, вы пережимаете себе горло. Чтобы горло было свободно, шея должна быть немного вытянута.Для этого подайте голову чуть вперед, как будто всматриваясь вдаль, избегая при этом опускать подбородок.

Некоторые важные положения
1. Естественность и расслабленность(не расхлябанность) Во время игры на инструменте время от времени “сканируйте” тело на наличие излишнего напряжения. Обратите особое внимание на нижнюю челюсть, шею, плечи, лопатки, запястья и пальцы. 
2. Вы должны ощущать земное притяжение, “стекание” тяжести в нижние точки конечностей и тела.

АМБУШЮР

Задачи амбушюра:

1. Обеспечить герметичное соединение.
2. Регулировать колебания трости.
3. Фокусировать воздушную струю.

Есть несколько типов амбушюра, и все они “работают”,в зависимости от типа мундштука и того, какой звук выступает в качестве эталона. Так немецкий амбушюр (игра “на улыбке”) хорош для немецких “узких” мундштуков и яркого, блестящего звука. Однако в большинстве стран играют на более “открытых” мундштуках и распространение получили русско-американский и французский амбушюры. Конечно, различия между амбушюрами довольно условны, так как сильно зависят от индивидуальных физиологических особенностей исполнителей.

Очень важным для любого амбушюра является требования об абсолютной герметичности. Нельзя пропускать воздух сквозь губы, “шипеть”.Как сказал один француз во время мастер-класса: “если воздух не пропускается через углы рта, значит амбушюр правильный ”. Также является не лишним использовать систему-мистификацию “свободные губы”, т.е. во время игры, когда губы напряжены, представлять, что ваши губы расслаблены и свободны. Эти два требования (герметичности и “свободных губ”) помогают найти баланс между жесткостью и “распущенностью” губного аппарата и сделать его более гибким.

Выбор точки контакта между тростью и нижней губой влияет на колебания трости и ,значит, влияет на качество тембра. У мундштука есть граница, где трость перестает соприкасаться с площадкой, на которой она закреплена. Располагая нижнюю губу на трости приблизительно в этой точке, вы получаете возможность влиять на колебания трости наиболее гибко. Если же губа расположена чрезмерно близко к кончику трости или ,наоборот, далеко от него ,то управлять колебаниями трости становится затруднительно. Звук становиться или слишком сдавленным или слишком распущенным. Важно найти грань между слишком близким и слишком глубоким захватами мундштука и трости губами.

Русско — американский амбушюр

Нижняя губа подворачивается на нижние зубы. Граница между красной частью губы и кожей подбородка касается трости. “Мясо” подбородка не должно соприкасаться с тростью. Подбородок опускается вниз. В то время ,как подбородок опускается, представляйте, что ваша нижняя губа поднимается. Подбородок должен быть гладким, растянутым. Углы рта плотно, но не жестко сомкнуты, не растягивайте губы в улыбку. Углы рта стремятся к осевой линии лица, как бы произнося “оу”. Зона между носом и верхней губой (фильтрум) должна быть удлинена, чтобы верхняя губа не просто лежала на мундштуке, а довольно плотно соприкасалась с ним.

Французский амбушюр

Это так называемый “двойной” амбушюр , при котором на зубы подворачиваются обе губы. Как говаривал один француз: ”подверните слегка обе губы и расположите язык под тростью”. Такой амбушюр смягчает и “утепляет ” звук. Кроме того, подобный амбушюр лучше фокусирует выдыхаемую струю. Однако подобное положение губ может быть довольно болезненным если перестараться с давлением на мундштук .Также при фр.амбушюре тяжелее сохранять стабильное положение инструмента. Принцип “двойного ” амбушюра можно использовать и в “одинарном” амбушуре. Для этого надо удлинять фильтрум (см.выше),и думать, что губы произносят что-то вроде “вввуууммм”.

Направление струи воздуха  и положение языка 

Направление струи

Не пытайтесь вдувать воздух в щель между кончиком мундштука и кончиком трости вниз и внутрь канала инструмента.

а) Выдыхайте прямо вперед сквозь мундштук с тростью; поперек, фронтально к трости или б) Выдыхайте вверх по направлению к кончику носа. Конечно направление выдоха во многом условно, это скорее психологический момент, чем физический, но это помогает.

Положение языка

Как сказал один француз: “ раньше считали, что чем дальше язык находится от трости, тем лучше, сейчас ,однако говорят, что чем ближе язык к трости, тем лучше”.

ДЫХАНИЕ

Дыхание ,пожалуй, является одним из самых главных элементов исполнительского аппарата. Фактически именно дыхание является нашим основным музыкальным инструментом. Однако ,если быть более последовательным, то надо признать ,что все наше тело является муз. инструментом (амбушюр, дыхание и т.д.), ведь работа наших мышц, нашей психики “оживляет” безмолвное акустическое приспособление (инструмент),которое выступает в роли передатчика и усилителя наших эмоций и мыслей. Дыхание заменяет нам смычок скрипача и мы должны уметь им пользоваться с филигранной точностью, ведь именно с помощью дыхания мы создаем и поддерживаем звук, влияем на соединение звуков, на динамику звука, именно дыхание может сделать игру гибкой и выразительной.

Есть несколько способов обучения исполнительскому дыханию: физиологический(воздействует через понимание принципа работы антогонистических мышц) и ”метафорический” ( делать “как -будто….”). 

Сейчас распространение во всем мире получило так называемое “брюшное дыхание” ), при котором во время вдоха происходит выпячивание передней стенки живота. Для понимания принципа работы дыхания следует знать о двух основных мышцах: 1. Диафрагма (активна при вдохе и пассивна при выдохе) 2. Мышцы брюшного пресса (пассивны при вдохе и активны при выдохе)

При обычном (не исполнительском )дыхании ,когда вы вдыхаете ,ваша диафрагма опускается и давит на органы брюшной полости ,которые в свою очередь давят на брюшную стенку изнутри и она (брюшная стенка ) выпячивается. При вдохе мышцы брюшного пресса расслаблены, чтобы позволить диафрагме глубоко опуститься вниз.

При выдохе диафрагма расслабляется, а мышцы брюшного пресса ,наоборот, напрягаются и давят на внутренние органы, которые давят на диафрагму снизу, диафрагма поднимается и вытесняет воздух из легких.

Это немного упрощенное объяснение, но в целом верно объясняет принцип работы мышц при нормальном дыхании.

Основой же исполнительского дыхания является умение контролировать выдох. Для этого надо научиться управлять диафрагмой( скоростью ее поднятия). Однако мы не можем ощущать непосредственно эту мышцу. Мы “видим” ее работу через работу мышц брюшного пресса( их выпячивание, расширение при вдохе и втягивании при выдохе).И мы можем косвенно влиять на диафрагму, управляя мышцами брюшного пресса.

Итак, чтобы управлять выдохом, вы должны управлять мышцами брюшного пресса. Чтобы избежать форсированного выдоха, надо замедлить движение диафрагмы вверх. Для этого, во время выдоха ,когда диафрагма стремится подняться вверх, надо расширять живот, выпячивать его вперед, и это замедлит движение диафрагмы.

Читайте также:  после лечения пульпита болит зуб и температура

ПОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ

1. Лечь на спину на пол. Ноги согнуть в коленях. Положить на живот книгу .Вдыхая ,медленно считая до 4 ,поднимать книгу, выдыхая ,также медленно считая до 4 ,опускать.(Позже можно увеличивать счет до 6,8 и т.д.) Далее ,делать тоже самое ,но добавить паузу между вдохом и выдохом, удерживая книгу поднятой в течении нескольких счетов. Далее, вдохнув и подняв книгу, сделать маленькую паузу и начать выдыхать, стремясь чтобы книга осталась на прежней высоте (длину выдоха можно постепенно увеличивать). Выполняя эти упражнения, следует анализировать свои ощущения, чтобы сохранить их в положении стоя при игре на инструменте.

2. Стоя ,набрать дыхание в живот ( как при дыхании лежа).Приставить пальцы обеих рук к передней стенке живота. Выдыхая, отталкивать от себя свои пальцы животом ( пальцы постоянно должны ощущать давление со стороны живота). Во время этих упражнений ваши губы должны имитировать амбушюр, т.е. быть сжаты довольно плотно, чтобы воздух не выходил широкой струей.

В качестве варианта : Сначала выдохните несколько раз коротко и резко( ваш живот синхронно с выдохом несколько раз выпячивается вперед) и затем выдыхайте одной длинной и плавной струей ,сохраняя на протяжении всего выдоха давление животом на пальцы.

Позже вы можете приставлять пальцы к разным частям брюшной стенки, к подреберью, к бокам, к поясничной области спины. Во время выдоха ваш живот должен расширятся во все стороны и как — бы книзу.

3. После освоения упражнений без инструмента и анализа и запоминания ощущений ,можно начать с извлечения отдельных пунктирных и выдержанных звуков на инструменте, воссоздавая ощущения в упр.2.
1.Вдохните, расширяя живот.
2.Сделайте мгновенную паузу, фиксируя живот в расширенном положении.
3. Выдыхайте, стремясь сохранить живот в расширенном положении, и даже представляйте, что живот еще больше расширяется наружу и вниз(так называемая «прогрессирущая опора»).

Во время упражнений важно следить чтобы не напрягались мышцы не участвующие в работе. Фактически, напрягается только брюшной пресс, все же остальные мышцы (грудь, плечи, руки и т.д.) должны быть свободны.

Таков один из механизмов дыхания, при котором скорость выдоха регулируется брюшным прессом. Есть еще один способ, которым пользуются некоторые саксофонисты и кларнетисты в Франции. Он заключается в использовании горла. Вы регулируете выдох с помощью голосовых связок. Горло должно работать как при шепотной речи.

Для начала попробуйте протянуть на инструменте выдержанный тон издавая голосом звук( “гудеть ” голосом во время игры на инструменте, т.е. играть и петь одновременно.) При этом ваши голосовые связки сближаются и поток воздуха из легких в рот становится меньше, звук при этом становится мягким и несколько “расплывчатым”.

При шепотной речи голосовые связки сближаются в меньшей степени, и звук становится менее расплывчатым, но остается мягким. Вы должны играть на инструменте и одновременно издавать горлом нечто вроде “ххххааа”, “хххиии”, ”ххххооо”, “хххууу”, ”ххххэээ” в зависимости от нюанса и регистра. Важно уметь регулировать сближение голосовых связок для получения звука желаемого качества.

Следует сказать ,что важнейшим “экзаменатором” правильного дыхании является способность вести и соединять звуки максимально гладко и чисто (legato) без изменения тембра , лишних призвуков и микро пауз между звуками (во всех нюансах , регистрах).

МЕТАФОРЫ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДЫХАНИЯ

Метафоры для контролирования скорости выдоха.

1. Во время выдоха думать и представлять ,что вы вдыхаете.

2. “Вдыхать” тонкий аромат цветка во время выдоха.

3. “Зевание ” во время выдоха. Эти три метафоры помогают сохранять вдыхательные установки при выдохе.

4. “Играйте “горячим” дыханием, каким согреваете руки в морозную погоду”. Метафора “придерживает ” выдох и “ставит” горло. Помогает избежать форсированного звука, особенно в верхнем регистре.

5. Представьте, что вы одели слишком широкие в талии штаны, которые все время с вас спадают. Чтобы этого не произошло вы вынуждены “надувать”,расширять живот как при вдохе, так и при выдохе (“не позволяйте штанам упасть”).

6.Представьте ,что вы очень толстый человек с большим животом. Пусть ваш живот остается таким же большим даже во время выдоха.

Метафоры для звуковедения.

1. “Представьте , что ваше дыхание это смычок скрипача”. Это помогает понять ,что каждая нота начинается , поддерживается и соединяется с другими только с помощью дыхания и ничто иное не поможет добиться качественного звука и звуковедения.

2. “Постоянно поддерживайте колонну воздуха в инструменте”. Влияет на гладкость звуковедения (соединение звуков)

3. “Играйте не отдельными нотами , а фразами” В каждой фразе есть важные и кульминационные ноты ,к которым нужно “придти”, “привести ” звук.

4. “Представьте, что ваш инструмент это баллон, наполненный легким газом, и что он все время норовит взлететь вверх, а вы своим дыханием не даете ему этого сделать, “заземляете ” его.”

и т.д.

НАЧАЛО ЗВУКА

Начинать звук можно как с помощью языка, так и без него. Важно всегда помнить ,что только дыхание начинает и поддерживает звук и что язык не должен мешать этому процессу.

1. Начало звука с дыхания(без языка)

Сначала в инструмент посылается беззвучная струя дыхания. Потом ,немного усиливая подачу дыхания, и представляя, что губы сжимаются несколько плотнее и язык приближается к трости ,начать звук. Во время начала звука ,когда вы усиливаете дыхание, расширьте живот наружу и вниз плавным и сильным движением( вспомогательный дыхательный импульс). Звук должен появляться без каких бы то ни было лишних призвуков. Начинайте таким образом звуки разной громкости и высоты. При этом ,при извлечении звука в нюансе “p” ,воздушная струя и движение живота будут более плавным, а при “f” – более энергичными. Посылая сначала в инструмент тонкую и точную беззвучную струю дыхания, вы как — бы “прицеливаетесь”, прокладывая путь для более активного выдоха. Вы должны посылать свое дыхание сквозь всю длинну инструмента, если хотите получить хороший звук.

2. Начало звука с дыхания с помощью языка

Все делается как в предыдущем упражнении, только во время усиления выдоха вы плавным, легким и аккуратным движением мимолетно “царапаете ” языком по трости, как — бы “цепляя” звук. Не мешайте языком дыханию, язык как — бы “скользит” на воздушной струе.

3.Начало звука с помощью языка

Наиболее эффективным методом артикуляции является использование почти самого кончика языка и самого кончика трости ,без отведения языка слишком далеко от трости после извлечения звука. Язык прикасается к кончику трости, потом ,одновременно с подачей дыхания, язык чуть отодвигается от трости ,как — бы произнося слог “ти”. Буква “ Т ” служит для твердости атаки , “ И ” помогает минимализировать движение языка. ( Разные люди используют разные слоги: ту, ду, ти, ди, ля, ли ,дзя, (для мягкой атаки), те и т.д.) Помните про вспомогательный дыхательный импульс. Мягкая атака требует более плавного движения языка и более плавного дыхательного импульса. Твердая нуждается в более энергичном, активном движении языка и в соответствующем дыхательном импульсе. Если при начале звука слышны лишние призвуки, значит язык отходит от трости недостаточно быстро, или же подача дыхания недостаточно активная. Или же недостаточна точна струя воздуха ( следите за амбушюром ).

Важные моменты

1. Только дыхание начинает и поддерживает звук, не позволяйте языку мешать работе дыхания, он должен “скользить на потоке дыхания”.

2. Язык должен быть расслаблен, легок и точен.

3. Кончик языка должен контактировать с кончиком трости и не должен отходить от трости слишком далеко после соприкосновения с ней.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИИ

Есть два вида артикуляции : отдельными нотами ( с перерывами в подаче дыхания) и легатная артикуляция (дыхание подается непрерывной струей).
 

  1   2   3

Болят зубы при игре на кларнетеперейти в каталог файлов

Источник