Классный час чтобы зубы не болели
Почему болят зубы?
(сценарий классного часа)
Цель: учить детей творить своё здоровье, сохранять и укреплять зубы.
Оборудование: таблица «строение зуба», карточки с изображениями продуктов питания; зубные щетки и пасты (разных видов); пустые коробочки от различных предметов; стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Беседа.
Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становиться 20. Некоторые из них к школе выпадают, а на их месте прорезаются новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Сколько у человека постоянных зубов? (32) Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет. Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей:
— коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
— корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
— шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждений. Но если за зубами неправильно ухаживать, а ещё неправильно питаться, появляются дырочки (на их месте возникает кариес). Дырка в зубе приводит к боли. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам.
Что нужно делать, если появилась дырочка или зубная боль? (Идти к врачу).
Правильно, врач сумеет устранить боль и заделать дырочку – поставить пломбу.
Но, чтобы зубы не болели, и не пришлось часто ходить к врачу, необходимо правильно ухаживать за зубами.
— Как надо ухаживать за зубами?
— Что нужно иметь каждому человеку для ухода за зубами?
— Как правильно чистить зубы?
Выслушивается мнение нескольких учеников.
— Подведем небольшие итоги.
Человек должен после каждой еды полоскать рот, а утром и вечером чистить зубы. Для этого нужны зубная щётка и паста. Щётку надо выбирать с мягкой щетиной, регулярно её мыть, и менять каждые 3-4 месяца.
А зубная паста бывает профилактической и лечебной. Выбирайте не только отбеливающую пасту, но и ту, которая содержит фтор и кальций для укрепления эмали зубов и экстракты хвойных и лекарственных растений для укрепления и заживления дёсен. Она может быть детской, для взрослых и семейной (белой и цветной, с запахом и вкусом).
-Какой пастой вы пользуетесь? (Ответы детей)
— Сколько по времени вы должны чистить зубы?
Советы доктора:
Зубная щетка располагается вдоль линии дёсен. Движения щётки – сверху вниз.
Тщательно чистить каждый зуб.
Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движением зубной щётки – вперёд — назад.
Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
Не забудьте почистить язык.
Дети вслед за учителем имитируют движения руки при чистке зубов щеткой.
Бережное отношение к зубам заключается не только в правильном уходе за ними, но и в соблюдении некоторых правил. Есть вещи, которые нельзя делать.
— Что очень вредно для зубов?
— Грызть орехи.
— Есть очень холодную или горячую пищу.
— Есть вредную для зубов пищу.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы». Обсуждение ситуации.
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные —
Детские, молочные…
Целый день бедняжка
стонет,
Прочь своих подружек гонит:
— Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит —
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!
Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет —
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен —
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.
Заглянул он внучке в рот:
— Всё до свадьбы заживёт!
III. Практикум «Здоровье зубов»
Классы делятся на 2 команды.
1. «Спрятанный сахар»
Рассмотрите карточки с изображениями продуктов и разделите их на 2 группы: полезные для зубов и вредные.
Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?
(Творог, молоко, каша-овсянка, фрукты, соки, рыба…)
Какие продукты вредят зубам?
(Конфеты, мороженое, пирожные, торты, кексы, вафли, печенье, варенье…)
2. «Найти правильный ответ». Каждой команде диктуются по очереди разные фразы. В случае правильного ответа дети должны хлопнуть в ладоши.
Я чищу зубы два раза в день.
Я посещаю стоматолога 1 раз в 2 года.
Я перекусываю фруктами и овощами.
Я часто ем сладкое.
Я раскалываю зубами орехи.
Я не кусаю ледяное мороженое зубами.
Я чищу зубы 1 минуту.
Я не грызу ручки и карандаши.
3. «Утренние сборы». По одному представителю от каждой команды вызываются к доске. Им нужно как можно быстрее отобрать все необходимые предметы для утреннего туалета.
4. «Чистка зубов». По одному представителю от каждой команды показывают, как правильно чистить зубы.
IV. Подведение итогов классного часа.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правело такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём
В год два раза на приём
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Источник
Чтобы зубы не болели.
Цель:
- Познакомить учащихся со строением зуба и понятием «кариес»;
- Формировать у учащихся представление о заботливом отношении к своим зубам;
- Сформировать представление об основных методах профилактики.
Подготовительная работа: оформление кроссворда на доске; подготовка инсценировки-выступления Резца; подбор этикеток или коробок из-под творога, торта, молока, сиропа, овсяной каши, сахара, конфет, шоколада, овощей, фруктов; улыбка, вырезанная из цветной бумаги.
Оборудование или материалы: пластилин для каждого учащегося, таблица или схема «Строение зуба».
Ход классного часа:
Загадки.
I
Тридцать два веселых друга,
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
II
Крепкие двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб, — всю добычу мою,
Я с радостью этим зверям отдаю!
О чем эти загадки? Все конечно догадались, о зубах!
ЗДОРОВЬЕ ДУМАТЬ КАЖДЫЙ СВОЕМ О ДОЛЖЕН
Какой вопрос спрятан в загадке?
Чем из того, что тебе принадлежит ты сможешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (УЛЫБКА)
ПОЕТСЯ ПЕСНЯ «УЛЫБКА»:
От улыбки станет всем светлей…
Люди улыбаются, и мы улыбаемся друг другу, посмотрим, что больше привлекает ваше внимание в этот момент ( на доске нарисован кроссворд):
Кроссворд.
- Как называется орган зрения (глаза)? (Ответ: ГЛАЗА)
- Как называется орган слуха? (Ответ: УШИ)
- Как называются, одним словом и ангина и бронхит и грипп? (Ответ: БОЛЕЗНЬ)
- Как называется часть руки, с помощью которой мы можем кушать, писать и делать многое другое? (Ответ: ПАЛЬЦЫ)
Какое скрыто здесь ключевое слово? ЗУБЫ!
Зубы человека, на протяжении его биологической жизни вырастают два раза и распределяются на молочные и постоянные. Зубы молочные появляются у человека на первом году жизни, их количество достигает двадцати, но с наступлением 5-6-летнего возраста они меняются на постоянные, как говорят КОРЕННЫЕ зубы.
Кто же из вас ребята знает, сколько зубов у взрослого человека? (Ответ: 28-32 зуба)
В разных странах существуют свои обычаи, связанные с выпадением зубов.
Например, в Испании надо забросить зуб на крышу дома и рассказывать смешное стихотворение, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый, а в Японии ребенок бросает зуб в воздух и кричит: превратись зуб в «они» – японское чудовище, у которого по преданию очень крепкие сильные зубы.
А что делаете Вы, когда у вас выпадает зуб? (ответы детей).
Давайте выясним, чем зубы молочные отличаются от постоянных. (ЦВЕТ, РАЗМЕР)
Их сходство в строении: корона; шейка; корень.(на доске таблица «Строение зуба»).
О сохранении какой части мы должны заботиться в первую очередь?
Но, что случилось?
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли,
Только Кате не до смеха,
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слезы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит,
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души,
Не грусти, забудь о зубе,
Только как же тут забыть,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь ее унять?
И тут приходит гость «Резец», а фамилия его «Постоянный».
(Выступление Резца)
Резец.
Я гость не радостный, Мне живется плохо. Живу я во рту одной девочки. Девочка о нас не заботиться. Ей никто не рассказывал о том, как нужно заботиться о нас. Я очень хочу чтобы вы мне рассказали, что нужно делать, чтобы все зубы были целыми и невредимыми. Помогите!
Как вы думаете, почему болел зуб у Кати? (Ответ: зуб поврежден, в нем дырочка)
Почему наш Резец, гость, такой не радостный? (ответы детей).
Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждений, но если не правильно питаться, появляются повреждения в виде разрушения основы эмали и кариеса. А еще больные зубы вредят сердцу и почкам!
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.
У каждого ученика на парте лежит пластилин. Из пластилина ученики лепят зуб.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Чтобы зубы были здоровыми, надо, если вы согласны, приседаете (зубы сидят крепко), а если нет, то прыгайте (зубы шатаются).
Чтобы зубы были крепкими, надо:
- Грызть ручки и карандаши;
- Правильно питаться;
- Часто есть сладкое;
- Чистить зубы;
- Грызть орехи;
- Кушать очень холодную и очень горячую пищу;
- Ходить вовремя к врачу.
Слепив из пластилина ЗУБ, вылечили одну дырочку у резца, а отдохнув на физкультминутке — вылечили другую.
Задание: разделите продукты питания на те, которые поддерживают здоровые зубы и те, которые наоборот портят (торт, молоко, творог, сироп, овсяная каша, сахар, овощи, шоколад, фрукты).
Вот и вылечили третью дырочку у Резца!
Утро, вечером и днем,
О зубах не забывай,
Чтобы были они белыми,
Ты их лучше очищай.
Подружиться нужно со щеткой,
И зубною пастой всем,
И тогда у вас не будет,
С зубным доктором проблем!
Ребята, как называется зубной доктор? (Ответ: стоматолог)
Советы стоматолога по уходу за зубами:
(выступает 1-й ученик)
Зубы чистим пастой мятной
Ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело
Мы чистим зубы дважды в день
И делать это нам не лень!
(выступает 2-й ученик)
Надо чистить верхний зуб,
Надо чистить нижний зуб,
Изнутри, снаружи три,
Три минуты три,
И язык потри и рот ополосни!
ЗАЧИТЫВАЮТСЯ ПОЖЕЛАНИЯ:
(выступает 3-й ученик)
Как поел – почисти зубы,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам – фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием
И тогда улыбки свет
Сохранишь на сотню лет!
Расскажите, какие правила вы запомнили:
- Чистить два раза в день;
- 3 минуты чистить;
- Сверху вниз, снаружи внутри;
- Почистить язык;
- Ополаскивать рот;
- Менять зубную щетку через 3 месяца;
- Два раза в год посещать стоматолога.
Вы хорошо потрудились, узнали много интересного. Я вам дарю «улыбку». Но, чего в ней не хватает? (Ответ: зубов)
КАЖДЫЙ УЧЕНИК ПОДХОДИТ И ПРИКЛЕИВАЕТ ЗУБ К УЛЫБКЕ.
Учитель: Я вам желаю, чтобы вы всегда радовали своих близких и знакомых красивой и доброй улыбкой!!!
Использованы ресурсы интернета
Источник
Почему болят зубы?
(сценарий классного часа)
Цель: учить детей творить своё здоровье, сохранять и укреплять зубы.
Оборудование: таблица «строение зуба», карточки с изображениями продуктов питания; зубные щетки и пасты (разных видов); пустые коробочки от различных предметов; стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Беседа.
Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становиться 20. Некоторые из них к школе выпадают, а на их месте прорезаются новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Сколько у человека постоянных зубов? (32) Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет. Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей:
— коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
— корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
— шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждений. Но если за зубами неправильно ухаживать, а ещё неправильно питаться, появляются дырочки (на их месте возникает кариес). Дырка в зубе приводит к боли. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам.
Что нужно делать, если появилась дырочка или зубная боль? (Идти к врачу).
Правильно, врач сумеет устранить боль и заделать дырочку – поставить пломбу.
Но, чтобы зубы не болели, и не пришлось часто ходить к врачу, необходимо правильно ухаживать за зубами.
— Как надо ухаживать за зубами?
— Что нужно иметь каждому человеку для ухода за зубами?
— Как правильно чистить зубы?
Выслушивается мнение нескольких учеников.
— Подведем небольшие итоги.
Человек должен после каждой еды полоскать рот, а утром и вечером чистить зубы. Для этого нужны зубная щётка и паста. Щётку надо выбирать с мягкой щетиной, регулярно её мыть, и менять каждые 3-4 месяца.
А зубная паста бывает профилактической и лечебной. Выбирайте не только отбеливающую пасту, но и ту, которая содержит фтор и кальций для укрепления эмали зубов и экстракты хвойных и лекарственных растений для укрепления и заживления дёсен. Она может быть детской, для взрослых и семейной (белой и цветной, с запахом и вкусом).
-Какой пастой вы пользуетесь? (Ответы детей)
— Сколько по времени вы должны чистить зубы?
Советы доктора:
- Зубная щетка располагается вдоль линии дёсен. Движения щётки – сверху вниз.
Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движением зубной щётки – вперёд — назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
Дети вслед за учителем имитируют движения руки при чистке зубов щеткой.
Бережное отношение к зубам заключается не только в правильном уходе за ними, но и в соблюдении некоторых правил. Есть вещи, которые нельзя делать.
— Что очень вредно для зубов?
— Грызть орехи.
— Есть очень холодную или горячую пищу.
— Есть вредную для зубов пищу.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы». Обсуждение ситуации.
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные —
Детские, молочные…
Целый день бедняжка
стонет,
Прочь своих подружек гонит:
— Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит —
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!
Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет —
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен —
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.
Заглянул он внучке в рот:
— Всё до свадьбы заживёт!
III. Практикум «Здоровье зубов»
Классы делятся на 2 команды.
1. «Спрятанный сахар»
Рассмотрите карточки с изображениями продуктов и разделите их на 2 группы: полезные для зубов и вредные.
Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?
(Творог, молоко, каша-овсянка, фрукты, соки, рыба…)
Какие продукты вредят зубам?
(Конфеты, мороженое, пирожные, торты, кексы, вафли, печенье, варенье…)
2. «Найти правильный ответ». Каждой команде диктуются по очереди разные фразы. В случае правильного ответа дети должны хлопнуть в ладоши.
- Я чищу зубы два раза в день.
- Я посещаю стоматолога 1 раз в 2 года.
- Я перекусываю фруктами и овощами.
- Я часто ем сладкое.
- Я раскалываю зубами орехи.
- Я не кусаю ледяное мороженое зубами.
- Я чищу зубы 1 минуту.
- Я не грызу ручки и карандаши.
3. «Утренние сборы». По одному представителю от каждой команды вызываются к доске. Им нужно как можно быстрее отобрать все необходимые предметы для утреннего туалета.
4. «Чистка зубов». По одному представителю от каждой команды показывают, как правильно чистить зубы.
IV. Подведение итогов классного часа.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правело такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём
В год два раза на приём
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Источник
Âíåêëàññíîå ìåðîïðèÿòèå äëÿ íà÷àëüíûõ êëàññîâ «Õîðîøèå çóáû — çàëîã çäîðîâüÿ»» Öåëè: íàñòðîèòü äåòåé íà çäîðîâûé îáðàç æèçíè, âûçâàòü èíòåðåñ ê âîïðîñàì çäîðîâüÿ; çàêðåïëÿòü óìåíèÿ ïðàâèëüíî ÷èñòèòü çóáû, ïîëîñêàòü ðîò ïîñëå åäû; ñîáëþäàòü ýëåìåíòàðíûå ïðàâèëà ãèãèåíû; ïðèâèâàòü íåîáõîäèìûå ãèãèåíè÷åñêèå íàâûêè (â ïðåäóïðåæäåíèè âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ êàðèåñà); ïîäâåñòè ê ìûñëè, ÷òî ñàìîå ãëàâíîå â æèçíè – ýòî çäîðîâüå, ÷òî èìåííî îíè îòâåòñòâåííû çà ñîñòîÿíèå ñâîåãî îðãàíèçìà; ôîðìèðîâàòü íàâûêè ëè÷íîé ãèãèåíû. Î á î ð ó ä î â à í è å: ïðåäìåòû äëÿ óõîäà çà çóáàìè: çóáíûå ùåòêè, çóáî÷èñòêè, çóáíàÿ ïàñòà, çóáíîé ïîðîøîê è äð.; ôîòîãðàôèè óëûáàþùèõñÿ äåòåé. Õîä áåñåäû 1. Îðãàíèçàöèîííûé ìîìåíò. 2. Çàãàäêà: «Ïîëîí õëåâåö áåëûõ îâåö». (Çóáû) 3. Ñöåíêà. Äîêòîð Àéáîëèò: Çäðàâñòâóé, Ìèøà, ×òî íå âåñåë? ×òî òàê íèçêî íîñ ïîâåñèë? Îïå÷àëèëñÿ ÷åìó? Ìåäâåäü: ß êîíôåòû ñêóøàë òüìó. Ïîçàáûë ïî÷èñòèòü çóáû. Âîò òåïåðü ÿ ñë¸çû ëüþ. ×òî ìíå äåëàòü íå ïîéìó? Äîêòîð Àéáîëèò: Íå ïå÷àëüñÿ, íå òóæè. Âñ¸ â òâîèõ ðóêàõ, äåðæè. (Äà¸ò çóáíóþ ïàñòó è ù¸òêó.) ×èñòè çóáû ïî óòðàì È, êîíå÷íî, âå÷åðàì. È çàáóäåøü íàâñåãäà Ïðî çóáíóþ áîëü òîãäà. 4. Ó÷èòåëü: Êàê âû äóìàåòå ïî÷åìó çàáîëåë çóá ó ìåäâåäÿ? (Çóá ïîâðåæä¸í, â í¸ì äûðêà. Ó÷èòåëü. Ó âñåõ ñóùåñòâ íà çåìëå åñòü çóáû, áóäü òî ÷åëîâåê, êîðîâà, ëîøàäü, ñîáàêà, êîøêà èëè ìûøêà, – íî ó âñåõ íèõ èìåþòñÿ èìåííî òàêèå çóáû Ó ÷åëîâåêà ìåíÿþòñÿ çóáû îäèí ðàç â æèçíè, êîãäà ó íåãî âûïàäàþò ìîëî÷íûå çóáû è âìåñòî íèõ âûðàñòàþò íîâûå. ×åëîâå÷åñêèé äåòåíûø ðîæäàåòñÿ áåççóáûì. Ïðèìåðíî ÷åðåç ïîëãîäà æèçíè â ñåðåäèíå íèæíåé ÷åëþñòè ïîÿâëÿåòñÿ ïåðâûé çóá.  òå÷åíèå ñëåäóþùèõ äâóõ ëåò ó íåãî âûðàñòàåò äâàäöàòü çóáîâ. Îíè íàçûâàþòñÿ ìîëî÷íûìè çóáàìè. Ïîä íèìè ñèäèò âòîðàÿ ñìåíà çóáîâ, êîòîðûå íà÷èíàþò ïðîðåçàòüñÿ ïîñëå øåñòèëåòíåãî âîçðàñòà, è ïîñòåïåííî, â ïåðèîä ìåæäó øåñòüþ è äâåíàäöàòüþ ãîäàìè, çàìåíÿþò ìîëî÷íûå çóáû. Ñìåíà çóáîâ – åñòåñòâåííûé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò ó âñåõ ëþäåé, è íå íàäî ýòîãî áîÿòüñÿ. Êðîìå òîãî, åùå ïî òðè çóáà, íàçûâàåìûõ êîðåííûìè, ïîÿâëÿþòñÿ ïî îáåèì ñòîðîíàì êàæäîé ÷åëþñòè â ãëóáèíå ðòà. Òàêèì îáðàçîì, ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà âìåñòî äâàäöàòè ìîëî÷íûõ ïîÿâëÿåòñÿ òðèäöàòü äâà çóáà, êîòîðûå ìîãóò òîëüêî âûïàñòü. Íîâûå çóáû óæå íå âûðàñòóò. Ïîýòîìó çóáû íàäî áåðå÷ü. È íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî áîëüíûå çóáû – ýòî íåêðàñèâî, áîëüíî, íî è ïîòîìó ÷òî ïðè÷èíîé ìíîãèõ çàáîëåâàíèé âñåãî îðãàíèçìà êàê ðàç ÷àñòî ÿâëÿþòñÿ íå çàëå÷åííûå âîâðåìÿ çóáû. Çäîðîâûõ ëþäåé ñ áîëüíûìè çóáàìè íå áûâàåò. Êàðèåñ – ðàçðóøåíèå çóáà ñ îáðàçîâàíèåì ïîëîñòè (äûðêè). Ðàíüøå ýòó áîëåçíü çóáîâ íàçûâàëè êîñòîåäîé, ïîòîìó ÷òî ïðîèñõîäèò ïîñòîÿííîå ðàçðóøåíèå, êàê áû ïîåäàíèå çóáà. Ó íåãî åñòü ñîþçíèêè – íàëåò è ÷åðíûé êàìåíü. Ñíà÷àëà ïîÿâëÿåòñÿ íàëåò. Îí äåéñòâóåò ïî÷òè íåçàìåòíî: ïîâåðõíîñòü çóáà ñòàíîâèòñÿ ñëåãêà æåëòîé è øåðøàâîé. Íî åñëè òû åãî íå óáåðåøü, òî âñëåä çà íàëåòîì ïðèäåò ÷åðíûé êàìåíü. Îí ñäåëàåò çóáû íåêðàñèâûìè è áîëüíûìè. Òóò óæ êàðèåñ íè÷åãî íå áîèòñÿ, êðóøèò âñå íàïðàâî è íàëåâî. Âîò ÷òî ïðîèñõîäèò, åñëè òû íå ÷èñòèøü ÇÓÁÛ (ïîêàçûâàåò ñõåìó áîëüíûõ çóáîâ). Êàðèåñ – ýòî áîëåçíü öèâèëèçàöèè, áîëåçíü íàøåãî âðåìåíè. Åñëè â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè ëþäè ìíîãî ðàáîòàþò íà ñâåæåì âîçäóõå, åäÿò ñâåæèå ôðóêòû è îâîùè, òî â ðàöèîíå ãîðîæàí ïðåîáëàäàåò ïèùà ìÿãêàÿ, êîòîðóþ íå íóæíî äîëãî ïåðåæåâûâàòü, áåäíàÿ âèòàìèíàìè è ìèíåðàëüíûìè ñîåäèíåíèÿ ôòîðà è êàëüöèÿ, òàê íåîáõîäèìûìè îðãàíèçìó äëÿ ïîñòðîåíèÿ çóáíîé òêàíè. Âñåì èçâåñòíî, ÷òî ñàõàð, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ âðåäíû äëÿ çóáîâ. È ýòî äåéñòâèòåëüíî òàê. Êîíå÷íî, ñîâñåì îòêàçûâàòüñÿ îò ñëàäêîãî íå íóæíî. Ïðîñòî åñòü ñëàäîñòè íóæíî â íåáîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ âî âðåìÿ îñíîâíîãî ïðèåìà ïèùè. Íåîáõîäèìûå ìåðû â áîðüáå ñ êàðèåñîì – ýòî ãèãèåíà, ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå – ñ îãðàíè÷åíèåì ñàõàðà è, êîíå÷íî, çäîðîâûé îáðàç æèçíè: ïîñòîÿííîå ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ, äîñòàòî÷íîå ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå, ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé. Êðîìå òîãî, îäèí-äâà ðàçà â ãîä íåîáõîäèìî îáÿçàòåëüíî ïîáûâàòü ó ñòîìàòîëîãà. Ëå÷åíèå çóáà ïðàêòè÷åñêè áåçáîëåçíåííî, åñëè êàðèåñ òîëüêî íà÷èíàåòñÿ. Ïîýòîìó ïðè ìàëåéøèõ ïðèçíàêàõ êàðèåñà îáðàùàéòåñü ê ñòîìàòîëîãó. 5. Ó÷åíèê (÷èòàåò ñòèõîòâîðåíèå È. Äåìüÿíîâà «Ïëà÷åò Êîñòÿ”). Ïëà÷åò Êîñòÿ: íîþò çóáû. ×èñòèòü çóáû îí íå ëþáèò Íè ñíàðóæè, íè âíóòðè – Ðàçáîëåëèñü ñðàçó òðè! Âîò ñâåðëî æóææèò îò çëîñòè, Çóá ñâåðëèò, ðóãàåò Êîñòþ: Ç-çóáû ÷èñ-ñ-ñòèòü òû íå ë-ë-ëþáèøü, Âîò ñî ìíîé è ñòàë ç-çíàê-ê-êîì! ×èñ-ñòè ç-çóá-áû, ×èñ-ñòè ç-çóá-áû! Ïîð-ð-ðîø-êîì, Ïîð-ð-ðîø-êîì!!! 6. Ó÷èòåëü. Èòàê, ãèãèåíà. ß ðàññêàæó è ïîêàæó ïîäðîáíåå î òîì, êàê ïðàâèëüíî óõàæèâàòü çà çóáàìè. Çóáû íàäî ÷èñòèòü íå ìåíåå 2 ðàç â äåíü: óòðîì ïîñëå çàâòðàêà è âå÷åðîì ïîñëå óæèíà, íà íî÷ü. Ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè íóæíî ïîëîñêàòü ðîò. – ×òî æå íàì íóæíî äëÿ ÷èñòêè çóáîâ? (Îòâåòû ó÷àùèõñÿ.) Î÷åíü âàæíî ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü çóáíóþ ùåòêó è ïàñòó. Ùåòêà äîëæíà áûòü ñ èñêóññòâåííîé ùåòèíîé è ëó÷øå èñïîëüçîâàòü ùåòêó ñðåäíåé æåñòêîñòè. Ìåíÿòü çóáíóþ ùåòêó íàäî ÷åðåç êàæäûå òðè ìåñÿöà. Çóáíûå ïàñòû áûâàþò äâóõ òèïîâ: ãèãèåíè÷åñêèå è ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå. Ãèãèåíè÷åñêèå ïàñòû îñâåæàþò, äåçîäîðèðóþò ïîëîñòü ðòà. Ê íèì îòíîñÿòñÿ «Ñåìåéíàÿ”, «Íó, ïîãîäè!”, «Ìîéäîäûð”. Ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïàñòû â îòëè÷èå îò ãèãèåíè÷åñêèõ ñîäåðæàò ðàçëè÷íûå äîáàâêè: ôòîð, ñîëè êàëüöèÿ è ò. ä. – Êàê æå ïðàâèëüíî ÷èñòèòü çóáû? (Îòâåòû ó÷àùèõñÿ.) Ê ñîæàëåíèþ, íå âñå óìåþò ïðàâèëüíî ÷èñòèòü çóáû. 7. ÏÐÅÇÅÍÒÀÖÈß. Ïîðÿäîê ÷èñòêè çóáîâ òàêîé: ñíà÷àëà íàäî ÷èñòèòü ïåðåäíèå è áîêîâûå çóáû – îò äåñíû ê êðàþ – ââåðõ-âíèç, íî íè â êîåì ñëó÷àå íå ãîðèçîíòàëüíî, ÷òîáû â ìåæäóçóáíûå ïðîìåæóòêè íå ïîïàäàëè îñòàòêè ïèùè è çóáíîé íàëåò. Çàòåì êðóãîâûìè äâèæåíèÿìè îòðàáàòûâàåì æåâàòåëüíûå ïîâåðõíîñòè. Äàëåå ÷èñòèì âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòü çóáîâ – âûìåòàþùèìè äâèæåíèÿìè. È ñíîâà ïåðåõîäèì ê ïåðåäíèì è áîêîâûì çóáàì – òîëüêî òåïåðü âîäèì ùåòêîé ïî ñïèðàëè, ïî êðóãó. Êàæäîå äâèæåíèå ðåêîìåíäóåòñÿ ïîâòîðÿòü 10 ðàç. Íà âñþ ïðîöåäóðó íàäî òðàòèòü 3 ìèíóòû. 8. Ïðàêòèêóì « ×èñòêà çóáîâ» (Âûïîëíÿþò âñå äåòè.) 1.Çóáíàÿ ù¸òêà ðàñïàëÿåòñÿ âäîëü ëèíèé äåñåí. Äâèæåíèÿ çóáíîé ù¸òêè – ñâåðõó âíèç. Òùàòåëüíî ÷èñòèòü êàæäûé çóá. 2. Î÷èñòèòü âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòü êàæäîãî çóáà. Äâèæåíèÿ çóáíîé ù¸òêè – ñíèçó ââåðõ. 3. Ïî÷èñòèòü æåâàòåëüíóþ ïîâåðõíîñòü êàæäîãî çóáà. Äâèæåíèÿ ùåòêè – âïåð¸ä íàçàä. 9. Ñòèõîòâîðåíèå. Êàê ïîåë, ïî÷èñòè çóáêè. Äåëàé òàê äâà ðàçà â ñóòêè. Ïðåäïî÷òè êîíôåòàì ôðóêòû, Î÷åíü âàæíûå ïðîäóêòû. ×òîáû çóá íå áåñïîêîèë, Ïîìíè ïðàâèëî òàêîå: Ê ñòîìàòîëîãó èä¸ì  ãîä äâà ðàçà íà ïðè¸ì. È òîãäà óëûáêè ñâåò Ñîõðàíèøü íà ìíîãî ëåò! 10 . Âûñòóïëåíèå ó÷åíèêîâ ñ ñîîáùåíèÿìè. «Èç èñòîðèè çóáíîé ùåòêè è çóáíîãî ïîðîøêà”. 1-é ó÷åíèê. Êîíå÷íî, ñåé÷àñ íåâîçìîæíî óñòàíîâèòü, êîãäà, ãäå è êàê ïîÿâèëàñü çóáíàÿ ùåòêà – íåçàìåíèìûé èíñòðóìåíò çäîðîâüÿ. Íàâåðíîå, êàêîé-íèáóäü íàø äàëåêèé ïðåäîê ïðîñíóëñÿ óòðîì â ïåùåðå ñ íåïðèÿòíûì âêóñîì âî ðòó, âçÿë ïðóòèê, ïîæåâàë åãî êîíåö è íà÷àë ÷èñòèòü çóáû. Êñòàòè, â Èíäèè äî ñèõ ïîð íà áàçàðàõ ïðîäàþò òàêèå «çóáíûå ùåòêè” – âåòî÷êè äåðåâà íèì. Äîñòàòî÷íî î÷èñòèòü òàêóþ âåòî÷êó îò êîðû è ïîæåâàòü. Ðàçìî÷àëåííûå âîëîêíà ñ óñïåõîì î÷èùàþò çóáû, à âûäåëÿþùèéñÿ ïðè ýòîì ñîê (âåñüìà ïðèÿòíûé íà âêóñ) îáëàäàåò äåçèíôèöèðóþùèìè ñâîéñòâàìè è îòëè÷íî óêðåïëÿåò äåñíû. 2-é ó÷åíèê. À äðåâíèå ðèìëÿíå â êà÷åñòâå çóáíîãî ïîðîøêà èñïîëüçîâàëè ñëîæíûé ñîñòàâ, â êîòîðûé âõîäèëè ñêîðëóïà îò óñòðèö, ìåä, âîäà è ìíîãîå äðóãîå, ïîä÷àñ çàìîðñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Íåèìóùèé ãðàæäàíèí ðèìñêîé èìïåðèè, ó êîòîðîãî íå áûëî äåíåã íà ïîêóïêó «èìïîðòíîãî ïîðîøêà”, äîâîëüñòâîâàëñÿ çîëîé èëè óãëåì îò êîñòðà, à ïîòîì ïîëîñêàë ðîò âîäîé. 3-é ó÷åíèê. Æèòåëè Ñèáèðè è Óðàëà äëÿ óêðàøåíèÿ äåñåí è ÷èñòêè çóáîâ ïîëüçîâàëèñü æåâàòåëüíîé ìàñòèêîé, êîòîðóþ âàðèëè èç ñîñíîâîé ñìîëû. À âîò âî Âüåòíàìå â äàëåêèå âðåìåíà ïî-äðóãîìó ðåøàëè ýòó ïðîáëåìó. Òàì ïîêðûâàëè çóáû… ÷åðíûì ëàêîì. Íà ïåðâûé âçãëÿä êàê-òî ñòðàííî è íåîáû÷íî, íî ïîòîì ìîæíî è ïðèâûêíóòü. Çóáíàÿ æå ùåòêà òîé «êîíñòðóêöèè”, ê êîòîðîé ìû âñå ïðèâûêëè, ïîÿâèëàñü íå òàê óæ äàâíî: â êîíöå XVIII âåêà â Ãåðìàíèè îòêðûëàñü ïåðâàÿ ôàáðèêà çóáíûõ ùåòîê.  íàøè äíè ÷óòü ëè íå êàæäàÿ ôèðìà ïðåäëàãàåò ñâîþ êîíñòðóêöèþ çóáíûõ ùåòîê. Ó÷èòåëü : ×òî âðåäíî äëÿ çóáîâ? — ãðûçòü îðåõè; — åñòü î÷åíü õîëîäíóþ è î÷åíü ãîðÿ÷óþ ïèùó; — åñòü ìíîãî ñëàäêîãî. 11. 1-é ÷òåö. Âàì, ìàëü÷èøêè è äåâ÷îíêè, Ïðèãîòîâèëè ñîâåòû ìû. 2-é ÷òåö. Åñëè íàø ñîâåò õîðîøèé, Âû ïîõëîïàéòå â ëàäîøè. 1-é ÷òåö. Íà íåïðàâèëüíûé ñîâåò Ãîâîðèòå: íåò, íåò, íåò. 2-é ÷òåö. Ïîñòîÿííî íóæíî åñòü Äëÿ çóáîâ äëÿ âàøèõ Ôðóêòû, îâîùè, îìëåò, Òâîðîã, ïðîñòîêâàøó. Åñëè ìîé ñîâåò õîðîøèé, Âû ïîõëîïàéòå â ëàäîøè. 1-é ÷òåö. Íå ãðûçèòå ëèñò êàïóñòíûé, Îí ñîâñåì, ñîâñåì íå âêóñíûé, Ëó÷øå åøüòå øîêîëàä, Âàôëè, ñàõàð, ìàðìåëàä. Ýòî ïðàâèëüíûé ñîâåò? Äåòè. Íåò, íåò, íåò! 2-é ÷òåö. Ãîâîðèëà ìàìå Ëþáà: – ß íå áóäó ÷èñòèòü çóáû. È òåïåðü ó íàøåé Ëþáû Äûðêà â êàæäîì, â êàæäîì çóáå. Êàêîâ áóäåò âàø îòâåò? Ìîëîä÷èíà Ëþáà? Äåòè. Íåò! 1-é ÷òåö. Áëåñê çóáàì ÷òîáû ïðèäàòü, Íóæíî êðåì ñàïîæíûé âçÿòü. Âûäàâèòü ïîëòþáèêà È ïî÷èñòèòü çóáèêè. Ýòî ïðàâèëüíûé ñîâåò? Äåòè. Íåò, íåò, íåò, íåò! 2-é ÷òåö. Îõ, íåëîâêàÿ Ëþäìèëà Íà ïîë ùåòêó óðîíèëà. Ñ ïîëà ùåòêó ïîäíèìàåò, ×èñòèòü çóáû ïðîäîëæàåò. Êòî äàñò ïðàâèëüíûé ñîâåò? Ìîëîä÷èíà Ëþäà? Äåòè. Íåò! 1-é ÷òåö. Íàâñåãäà çàïîìíèòå, Ìèëûå äðóçüÿ, Íå ïî÷èñòèâ çóáû, Ñïàòü èäòè íåëüçÿ. Åñëè ìîé ñîâåò õîðîøèé, Âû ïîõëîïàéòå â ëàäîøè. 2-é ÷òåö. Çóáû âû ïî÷èñòèëè È èäåòå ñïàòü. Çàõâàòèòå áóëî÷êó Ñëàäêóþ â êðîâàòü. Ýòî ïðàâèëüíûé ñîâåò? Äåòè. Íåò, íåò, íåò, íåò! 1-é ÷òåö. Çàïîìíèòå ñîâåò ïîëåçíûé, Íåëüçÿ ãðûçòü ïðåäìåò æåëåçíûé. Åñëè ìîé ñîâåò õîðîøèé, Âû ïîõëîïàéòå â ëàäîøè. 2-é ÷òåö. ×òîáû çóáû óêðåïëÿòü, Ïîëåçíî ãâîçäè ïîæåâàòü. Ýòî ïðàâèëüíûé ñîâåò? Äåòè. Íåò, íåò, íåò, íåò! 1-é è 2-é ÷òåö (õîðîì). Âû, ðåáÿòà, íå óñòàëè,Ïîêà çäåñü ñòèõè ÷èòàëè? Áûë âàø ïðàâèëüíûé îòâåò, ×òî ïîëåçíî, à ÷òî – íåò. 12. ÝÒÎ ÈÍÒÅÐÅÑÍÎ!Ôðàíöóçñêèé ñòîìàòîëîã ñêîíñòðóèðîâàë ñïåöèàëüíî äëÿ äåòåé ìóçûêàëüíóþ çóáíóþ ùåòêó. Ïðè÷åì ìåëîäèÿ ðàçäàåòñÿ ëèøü òîãäà, êîãäà çóáû ÷èñòÿò ïî âñåì ïðàâèëàì. Óäîáíóþ ùåòêó âûïóñòèëà øâåéöàðñêàÿ ôèðìà.  ðó÷êó ýòîé ùåòêè âñòàâëÿåòñÿ òþáèê ñ æèäêîé ïàñòîé. Ñóùåñòâóåò ýëåêòðè÷åñêàÿ çóáíàÿ ùåòêà, ïðèâîäèìàÿ â äåéñòâèå ýëåêòðîâèáðàòîðîì. Èçîáðåòåíà è ãèäðàâëè÷åñêàÿ çóáíàÿ ùåòêà, ïîäêëþ÷àåìàÿ ê âîäîïðîâîäó. Òîíêèå ñòðóè âîäû ñìûâàþò îñòàòêè ïèùè è îäíîâðåìåííî ìàññèðóþò äåñíû. Êàê âèäèòå, äàæå ó òàêîé íåçíà÷èòåëüíîé âðîäå áû âåùè êàê îáûêíîâåííàÿ çóáíàÿ ùåòêà, åñòü ñâîÿ èñòîðèÿ. À âñå ïîòîìó, ÷òî ýòîò ïðåäìåò î÷åíü âàæåí äëÿ íàñ. Âåäü îíà áåðåæåò íàøè çóáû, à çíà÷èò, è íàøå çäîðîâüå. Íó, à åñëè âû îêàçàëèñü â òàêîé ñèòóàöèè, ÷òî ó âàñ íåò ïîä ðóêîé çóáíîé ùåòêè, òî íà êðàéíèé ñëó÷àé ìîæíî îáîéòèñü è áåç íåå. ßáëîêè (òîëüêî íåñëàäêèå) – îòëè÷íîå ñðåäñòâî äëÿ ÷èñòêè çóáîâ. Ïîìíèòå îá ýòîì. Âàøå çäîðîâüå è çäîðîâüå âàøèõ çóáîâ – â âàøèõ ðóêàõ. 13. – À ñåé÷àñ ìû âàì ñïîåì ïåñåíêó ïðî çóáû, êòî çíàåò, ìîæåò ïîäïåâàòü íà ìîòèâ ïåñíè «Â òðàâå ñèäåë êóçíå÷èê». (Äåòè áåðóò â ðóêè çóáíûå ùåòêè.) ×òîá çóáû áûëè áåëûìè, ×òîá çóáû áûëè áåëûìè,( 2ðàçà) çóáíóþ ùåòêó ñäåëàëè È ïîäàðèëè íàì. Ïðèïåâ. Ïðåäñòàâüòå ñåáå (2 ðàçà), Çóáíóþ ùåòêó ñäåëàëè. Ïðåäñòàâüòå ñåáå (2 ðàçà), È ïîäàðèëè íàì. Íàì êàðèåñ íå ñòðàøåí, Íàì êàðèåñ íå ñòðàøåí. Ìû ëþáèì çóáû íàøè È ÷èñòèì èõ âñåãäà. Ïðèïåâ: Ïðåäñòàâüòå ñåáå (2 ðàçà), Ìû ëþáèì çóáû íàøè. Ïðåäñòàâüòå ñåáå (2 ðàçà), È ÷èñòèì èõ âñåãäà! 14. ÈÒÎÃÈ ÌÅÐÎÏÐÈßÒÈß. Íàéäè ïðàâèëüíûé îòâåò: 1. ß ÷èùó çóáû äâà ðàçà â äåíü. 2. ß ïåðåêóñûâàþ ôðóêòàìè è îâîùàìè. 3. ß ÷àñòî åì ñëàäêîå. 4. ß íå ãðûçó ðó÷êè è êàðàíäàøè. Ñîñòàâèë: ó÷èòåëü íà÷àëüíûõ êëàññîâ Áîéìàòîâà Å. Â. |
---|
Источник