Причащаться если болит горло
На фоне тревожных новостей об эпидемии гриппа в России, когда люди ходят в масках, пьют витамины и избегают ненужных контактов, остро встает вопрос о посещении храма и участии в богослужении. Есть ли риск заразиться, прикладываясь к иконам, кресту или причащаясь? Стоит ли во время эпидемии вести в храм ребенка? Отвечают священники и врачи.
Постановка вопроса о возможности заражения через причастие безумна
Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:
Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.
Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.
У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.
При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.
Таинство Евхаристии, или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.
Источником же жизни для человека является Господь, поэтому через Причастие человек получает неизреченное небесное питание. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51).
В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.
В самой молитве перед причастием мы просим Бога: «…Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела».
То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.
Есть только одна причина, по которой спасающее и исцеляющее действие Святого Духа через таинство Евхаристии может оказаться недейственным на конкретного человека: «аще недостойно причащались». Апостол Павел пишет о том, что многие из нас болеют, потому что недостойно причащаются. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1 Кор. 11:29-30).
Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.
Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.
С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.
Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.
Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.
Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.
И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.
Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.
Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.
Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.
Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.
Больному стоит воздержаться от посещения церкви
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), врач скорой помощи:
Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.
Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.
Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.
Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.
Причащая ребенка, взвесьте все «за» и «против»
Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:
Можно ли причащать младенца в эпидемию гриппа? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.
Я могу посоветовать родителям внимательно взвесить все обстоятельства «за» и «против», и принять самостоятельное решение.
Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.
Вспомните слова святителя Феофана Затворника: «На чудо надеяться – Бога искушать».
И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.
Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)
Читайте также:
- Эпидемия гриппа: что делать беременным и как защитить младенцев?
- Грипп: как лечиться и можно ли не заболеть?
- Анна Сонькина-Дорман – о простуде, ОРВИ, лекарствах и других тревогах родителей
Источник
Автор
Тема: Причащаться с ОРЗ (Прочитано 14073 раз)
Можно поставить вопрос по-другому. После воскресения мог (может) ли Христос заболеть и заразиться от кого-либо, и Сам заразить кого-либо инфекцией при непосредственном общении? Или до Воскресения. Если даже одежда Его была целебна, как в случае с кровоточивой?
Записан |
Вино не меняет своих материальных свойств, и бактерии переносятся и через пресуществлённое Вино, то есть Кровь Христову.
Скоро Вы из человеколюбия будете запрещать дьяконам потреблять — дабы они не заразились. Да?
А что делать с тем, что останется в Чаше? Наверное выливать, да? Выльются ведь только акцинденции а мистически Вы Кровь оооочень почитать будете…..
Записан |
Там же.Архидиакон Стефан:»Очередная псевдонаучная небылица»
Нехорошо конечно сплетничать, но я знаком с человеком, который скрывается под ником «Архидиакон Стефан». Мягко скажу: для меня он не авторитетен ни в вопросах веры, ни в вопросах науки…..
Записан |
И если перед человеком стоит бомж (о чем тут писали), то надо быть святым как Максим Горланов и иметь веру как у Авраама, чтобы о том не задуматься хотя бы на секунду.
Очень рад, что Вы считаете всех наших дьяконов и священников святыми.
Искренне очень и очень рад.
Записан |
«Субстанция есть подлежащее , как бы материя вещей.» прп.Иоанн Дамаскин.
Вино по материи не остаётся вином, а претворяется в Кровь. Да, можно сказать, что Тело имеет вкус вина и хлеба и это не будет богохульством, потому что это «ширма» «вид», устроенный Богом для нас. Каково было бы почувствовать вкус крови? Однако в целом Частица — это Тело Христово, святое и нетленное, Такое же, в каком Христос восседает одесную Отца. О заразе тут не может быть и речи. Это богохульство, потому что акциденции имеют бытие в «пресущественной субстанции» , в Боге после Преложения.
+
Можно поставить вопрос по-другому. После воскресения мог (может) ли Христос заболеть и заразиться от кого-либо, и Сам заразить кого-либо инфекцией при непосредственном общении? Или до Воскресения. Если даже одежда Его была целебна, как в случае с кровоточивой?
Можно поставить вопрос и так. Хотя и в постановке прп.И.Дамаскина он тоже годится.
1. Может ли Христос после воскресения заболеть? Если Он сохраняет вполне человеческую природу, то, вероятно, да, может. Вопрос в сущности болезни для Него. Например, мог ли он после воскресения уколоть палец? Хотя бы внешне? А почему нет? Что вообще есть «болезнь» или травма для Бога?
2. Может ли Христос быть носителем вирусов или бактерий? А почему нет? Может же он нести на себе пыль или грязь. Он и котенка может нести на руках. Для Бога нет разницы между спирохетой и котенком.
3. Может ли Христос заразить кого-либо? А почему нет? В чем разница между непосредственным заражением и опосредованным, через кого-либо третьего? В конце-концов, любая болезнь — от Бога.
То, что для И.Дамаскина было «заразой» и несло негативный смысл, для Бога только тварь. Орудие Его воли.
Записан |
За неоднократное клонирование вход на форум закрыт.
Очень рад, что Вы считаете всех наших дьяконов и священников святыми.
Искренне очень и очень рад.
За кого я почитаю диаконов, что завтра предложит Сосновский и кто есть «архидиакон Стефан» — все это очень интересно, но никак не отвечает на поставленные вопросы.
Записан |
За неоднократное клонирование вход на форум закрыт.
За кого я почитаю диаконов, что завтра предложит Сосновский и кто есть «архидиакон Стефан» — все это очень интересно, но никак не отвечает на поставленные вопросы.
Можно ли причащаться с ОРЗ?
Можно.
Нужно ли причащаться с ОРЗ?
Нужно.
На пользу ли ч-ку Причастие, когда у него ОРЗ?
Несомненно на пользу. Если он конечно постарался подготовится.
Одна из первых моих тем на форуме была посвящена моему удивлению, которое возникло у меня от запрета Австралийского католического епископа причащать под двумя видами ввиду страха перед «птичьим гриппом».
«Прогрессивное» католичество тогда заверило меня, что они заражаются через причастие и даже из-за этого блеют.
Я же свои взгляды изложил тогда открыто и с тех пор не переменил их. Вы, помнится, тоже в той теме участвовали……
Если я увижу, что передо мной причащается некто больной заразной болезнью — я спокойно причащусь после него.
Если я увижу как отравитель вливает отраву в Чашу — то если это произошло до освящения, то я заменю вино, т.к. оно испорчено и на нем нельзя служить, а если после — причащусь, положившись на волю Божию….
Записан |
Если я увижу как отравитель вливает отраву в Чашу — то если это произошло до освящения, то я заменю вино, т.к. оно испорчено и на нем нельзя служить, а если после — причащусь, положившись на волю Божию….
Святой человек!
Вопрос. Вирусы и бактерии могут жить на Причастии? Или они немедленно погибают (испаряются, теряют свои природные свойства, превращаются в бабочек)?
Записан |
За неоднократное клонирование вход на форум закрыт.
Святой человек!
Ну хот кто-то оценил!
Вопрос. Вирусы и бактерии могут жить на Причастии? Или они немедленно погибают (испаряются, теряют свои природные свойства, превращаются в бабочек)?
А какая разница?
Нет, я серьезно спрашиваю — какая? Если мы хоть так, хоть так — не заражаемся.
Если же разница есть — покажите ее и тогда порассуждаем.
Записан |
Ну хот кто-то оценил! А какая разница?
Нет, я серьезно спрашиваю — какая? Если мы хоть так, хоть так — не заражаемся.Если же разница есть — покажите ее и тогда порассуждаем.
Кто это «мы»? Святые?
Записан |
За неоднократное клонирование вход на форум закрыт.
Кто это «мы»? Святые?
Православные.
Особенно не заражаются дьякона.
Записан |
Особо рьяным неофитам рекомендуется прочесть «Известие учительное» в требнике. Там описывается, что нужно сделать, если ядовитое насекомое или яд попали в Причастие. Потом поделитесь информацией и обвините св. отцов в маловерии. Если наглости духу хватит.
Записан |
Особо рьяным неофитам рекомендуется прочесть «Известие учительное» в требнике. Там описывается, что нужно сделать, если ядовитое насекомое или яд попали в Причастие. Потом поделитесь информацией и обвините св. отцов в маловерии. Если наглости духу хватит.
«Если перед освящением Святых Даров попадет в святую чашу муха, то ее надо вынуть, обвить в бумагу и сжечь.
Если же попадет паук, или что-либо ядовитое, то вино должно быть вылито в другой чистый сосуд, а в святую чашу влито другое вино и немного воды, при этом иерей говорит следующие слова: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие… И так совершит обычно Литургию, после же совершения службы испорченное вино выльет в текущую реку.
Если это случится после освящения и иерею страшно или мерзко будет попадшее вместе с Божественной Кровью проглотить, то тогда со всякой осторожностью, чтобы не капнуло никуда от Божественной Крови, должен вынуть попадшее, и трижды вином хорошо вымыть вынутое над другим потиром или чистым сосудом. Вино же это сохранить, а вынутое завернуть в бумагу, или в чистую тряпочку. И после совершения Литургии это попадшее вместе с бумагой или тряпочкой на каменной плите или чистом камне сжечь. Пепел надо вкопать под святой трапезой, или высыпать туда, где бывает умовение рук. Вино же то, которым омывалось попадшее, вылить в текущую реку. Если река находится далеко, то под престол, ископав ямку, где оно не будет попираться ногами.» Это?
Записан |
«И после совершения Литургии это попадшее вместе с бумагой или тряпочкой на каменной плите или чистом камне сжечь.
Во! Сжечь, а не потребить. Маловеры святые отцы, да?
Записан |
Можно поставить вопрос и так. Хотя и в постановке прп.И.Дамаскина он тоже годится.
1. Может ли Христос после воскресения заболеть? Если Он сохраняет вполне человеческую природу, то, вероятно, да, может. Вопрос в сущности болезни для Него. Например, мог ли он после воскресения уколоть палец? Хотя бы внешне? А почему нет? Что вообще есть «болезнь» или травма для Бога?
2. Может ли Христос быть носителем вирусов или бактерий? А почему нет? Может же он нести на себе пыль или грязь. Он и котенка может нести на руках. Для Бога нет разницы между спирохетой и котенком.
3. Может ли Христос заразить кого-либо? А почему нет? В чем разница между непосредственным заражением и опосредованным, через кого-либо третьего? В конце-концов, любая болезнь — от Бога.То, что для И.Дамаскина было «заразой» и несло негативный смысл, для Бога только тварь. Орудие Его воли.
1. Как же Христос может заболеть после Воскресения, если Тело его стало нетленным в первом значении по Дамаскину. Тем духовным телом , которое принадлежит будущему веку, где нет «ни печали, ни воздыхания»? Всё, смерть уже была побеждена, а значит никакого вреда Телу ничто не могло принести. Это иная материя, если можно так выразиться. Христос позволил потрогать себя рукой Фоме, но в то же время проходил сквозь двери.
2. Если Его Тело после воскресения уже принадлежит будущему веку, то как оно может содержать в себе вирусы и бактерии? Болезней в Раю не будет, а равно и их виновников.
3.Зачем Христу заражать кого-либо?Ему, который наоборот исцелял всех? Впрочем и для этого ему не нужно прибегать к помощи вирусов и поселять их в Себе. И потом, выражение «болезнь от Бога» относительно, как вы понимаете. Болезнь — это несовершенство, а от Бога непосредственно исходят только совершенные дары. Примерно так. Завтра (сегодня уже) возможно дополню.
Записан |
Во! Сжечь, а не потребить. Маловеры святые отцы, да?
Паук остался пауком. Или по-вашему он причастился?
Записан |
Паук остался пауком. Или по-вашему он причастился?
Так маловеры отцы что рекомендуют сжечь отравленное Причастие? Не уходите от ответа.
Записан |
Так маловеры отцы что рекомендуют сжечь отравленное Причастие? Не уходите от ответа.
Не хотел я влезать в эту тему…
С чего Вы взяли, что Причастие отравлено? Если даже вдруг в Него и попадёт какая-нибудь ядовитая тварь, то это вовсе не означает, что она отравит Причастие. Более того, она Его не только не отравит, но и сама потеряет абсолютно все свои вредные свойства. Вы просто не понимаете, что такое Тело и Кровь Христовы. Это Страшный Огнь, Который мгновенно испепеляет всякую нечисть. И самого причастника может испепелить в миг. Православные люди перед причащением Святых Таин Тела и Крови Христовы усердно и долго молятся: «не опали».
И отцы не рекомендуют сжигать сомнительное насекомое. Они лишь это дозволяют, в качестве снисхождения к священнику:
Если (…) иерею страшно или мерзко будет…
Записан |
«Поминающий ересеначальника не может быть православным.» (преп. Феодор Студит).
Не хотел я влезать в эту тему…
С чего Вы взяли, что Причастие отравлено?
Потому, что в него попал яд. И отцы указывают, что Причастие желательно сжечь.
Записан |
Источник