Тема чтобы зубы не болели
Агния Фёдорова
Конспект НОД «Чтобы зубки не болели» в старшей группе
Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности соблюдать личную гигиену (гигиену зубов).
Задачи: расширять представление детей о значении здоровых зубов; продолжать знакомить с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание после еды, посещение стоматолога); развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, развивать активный словарь детей; воспитывать личностные качества, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Крокодильчик»; модели челюсти с зубами; зубные щётки; модели фруктов, овощей, молочных продуктов, сладостей; сюжетные картинки «Вредно – полезно для зубов».
Предварительная работа: беседы с детьми: «Молочные и коренные зубы»; «Как устроен зуб»; «Как правильно чистить зубы»; «Вредная и полезная еда». Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Мойдодыр»; «Айболит» К. И. Чуковский; «Королева Зубная Щётка»; «Сказка про больные зубки» Гурина Е. ; «Птичка Тари»; «Добрый доктор-стоматолог».
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями». (Дети приветствуют гостей)
Воспитатель: «Ребята, слышите чей-то голос? Давайте посмотрим, кто там прячется?» (Дети находят крокодильчика) «Ах, это же крокодильчик Коко! И он хочет с вами познакомиться. Давайте мы ему представимся. Будем передавать друг другу воздушный шар со словами “Доброе утро (имя рядом стоящего ребёнка)”!»
Воспитатель: «Мы пожелали друг другу доброго утра. Ребята, как вы думаете, это полезно для здоровья?» (Ответы детей)
«Дети, вы ничего не замечаете? Посмотрите, что же это у крокодильчика с зубками?» (Пятна, кариес)
«Что такое кариес?» (Болезнь зубов)
«От чего же появляется кариес?» (Ответы детей)
«Ребята, как помочь крокодильчику, чтобы у него не разболелись зубки?» (Ответы детей)
«Коко ещё очень маленький и сразу ему трудно всё понять и запомнить. Расскажем всё по порядку? Для чего нужны зубки?» (Чтобы откусывать и пережёвывать пищу, для красивой улыбки, чтобы чётко и правильно говорить)
Ребёнок: «Дерево держится своими корнями за землю. Также и зуб, укреплённый в челюсти, крепко держится за неё своими корнями».
Ребёнок: «Зубы бывают разные: клыки, резцы. Ими мы откусываем пищу. Коренными зубами мы пищу пережёвываем. Есть зубы молочные, которые выпадают и на их месте вырастают постоянные – коренные зубы».
Ребёнок: «Каждый зуб состоит из трёх слоёв, он похож на варёное яйцо: внешний слой – зубная эмаль, это самый твёрдый материал во всём теле, даже твёрже костей; под эмалью находится зубная кость, как белок в яйце; внутри, в самом центре зуба расположена зубная мякоть – это нерв или пульпа».
Ребёнок: «Если за зубами не ухаживать, то на зубе может появиться тёмное пятнышко, затем маленькая дырочка, потом дырочка становится больше и образует большая дыра – дупло, и зуб начинает болеть».
Воспитатель: «Ребята, Коко не умеет ухаживать за зубами! Поможем ему, расскажем и покажем, как нужно правильно чистить зубки и ухаживать за ними!»
Дидактическая игра «Делай по порядку»:
• чистить зубы нужно каждый день утром и вечером;
• перед чисткой зубов вымыть руки с мылом;
• смочить щётку водой;
• выдавить на щётку немного пасты;
• почистить зубки;
• прополоскать рот;
• промыть щётку;
• просушить щётку.
Воспитатель: «Ребята, а если нет возможности почистить зубы?» (Полоскать рот кипячёной водой после еды)
«Дети, не забудьте рассказать крокодильчику, какие движения мы выполняем при чистке зубов».
Упражнения на моделях «Чистим зубы правильно».
Чистить зубы щёткой нужно так:
• на верхней челюсти сверху вниз;
• на нижней челюсти снизу-вверх;
• жевательные поверхности чистим движениями вперёд-назад;
• не забыть почистить язычок.
(Воспитатель показывает неправильный способ чистки зубов поперечными движениями, спрашивает, почему так зубы чистить нельзя)
Физ. минутка:
Снуёт зубная щётка
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идёт,
Вверх и вниз, туда – обратно.
Счистим мы налёт и пятна.
Чтобы зубы не болели,
Чтоб как зимний снег белели.
(И. Гурина)
Воспитатель: «Ребята, вы рассказали крокодильчику, как правильно ухаживать за зубами. От чего ещё могут заболеть зубы?» (Ответы детей) «Поиграем в игру!»
Дидактическая игра «Вредно и полезно для зубов».
Воспитатель: «Нужно взять картинку, рассказать, что на ней изображено, объяснить, вредно или полезно это для зубов и почему».
Воспитатель: «Дети, смотрите! Коко принёс с собой свои любимые продукты! Смотрите, здесь все продукты полезны для зубов? Поможем крокодильчику разложить в разные корзины полезные и вредные для зубов продукты?»
«Ребята, давайте ещё раз напомним крокодильчику, что нужно делать для того, чтобы зубы не болели.
Стихотворение:
Рано утром просыпайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся.
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помним правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Воспитатель: «Коко, мы с ребятами хотим подарить тебе зубную щётку!»
Танец «Что же любит наш Коко?»
(Дети прощаются с крокодильчиком)
Источник
« Чтобы зубы не болели!»
Цели: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье.
Ход занятия:
- Организационный момент.
«Сотвори солнце в себе»
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-сказка. Мы с героями сказки отправимся в путешествие, где нас будут подстерегать опасности, но вместе мы всё преодолеем.
Соревнование «Кто быстрее соберёт мудрые слова?» (слова на доске даны вразброс, дети собирают по порядку.)
Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу.
-Какие мудрые слова возьмём в дорогу?
- О чём мы сегодня будем говорить вы узнаете отгадав загадки.
У колодца сидят белые голубки.
32 молотят,
Один поворачивает.
Что обозначает число 32?
-Что такое человеческие зубы?
Человеческие зубы – это не что иное, как трансформированная рыбья чешуя. Рыбы, которые обитали на Земле сотни миллионов лет назад, были покрыты выступающими чешуйками. Те из них, что располагались около челюстей, помогали удерживать и расчленять добычу
4. Давайте рассмотрим строение зуба. (таблица на доске)
Вывод: зуб – живой, он растёт, болеет. Давайте оживим наш зуб с помощью наших мудрых слов.
Игра «День – ночь». На доске появляются 2 картинки с изображением героев.
Жили-были 2 братца зубика. Вот как-то раз решили они отправиться в путешествие. Весело шагая по дороге, увидели они волшебный камень с надписью: « Налево пойдёшь – сладкую жизнь найдёшь, направо пойдёшь – здоровье обретёшь».
Младший брат выбрал сладкую жизнь и пошёл налево, а старший брат – направо.
Задание. Раздели карточки с продуктами на 2 группы: полезные для зубов и вредные. (Конфеты, яблоки, торт, груши, сахар, ириски, орехи, лимонад, репа, морковь).
Объясни свой выбор.
5. Младший зубик совсем перестал пользоваться щёткой и пастой. Он решил, что молочные зубы всё равно выпадут.
— Правильно рассуждает зубик?
Беседа о молочных зубах.
Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных. Они сохраняют пространство для них, направляют рост постоянных зубов. В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.) У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: « Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». ( Чёрная птица символизирует удачу.)
- А что делаете вы, когда у вас падает зуб?
Так шли два брата разными дорогами. Но куда они пришли?
Старший брат попал в замок Красивой улыбки, младший в замок Кариеса.
Младшего зубика окружили слуги Кариеса: зубной налёт, инфекция, зубной налёт.
— Оставим в беде зуб? Как ему можно помочь?
Мы отправим его к стоматологу. Чем занимается врач-стоматолог?
СТОМАТОЛОГИЯ («стома» — рот, «логия» — наука)
В древности знаний не хватало для лечения зубов. Снимать зубную боль не умели долгое время. Для этого, например, прикладывали к десне раскалённый нож. Дырки в зубах начали заделывать в средние века. Сначала их заполняли воском, позднее – свинцом, серебром, золотом.
Зубные протезы – искусственные зубы, начали изготовлять 3.000 лет назад. Для этого применяли золото, бивни слонов, зубы овец. Фарфоровые зубы начали изготавливать ещё в 18 веке. Сегодня стоматологи могут сделать ослепительную улыбку.
5.Давайте вспомним правила ухода за зубами.
- Как надо ухаживать за зубами? ( После каждой еды, а также утром и вечером полоскать рот или чистить зубы).
- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами? (Зубную щётку, пасту.) Щётку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно её мыть. Менять раз в 3-4 месяца.
- Как правильно чистить зубы?
Практикум « Чистка зубов»
(Выполняют все дети)
- Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
- Разучивание стихотворения.
Дети имитируют движения.
Как поел, почисти зубки. Помни правило такое:
Делай так два раза в сутки. К стоматологу идём
Предпочти конфетам фрукты, В год два раза на приём.
Очень важные продукты. И тогда улыбки свет
Чтобы зуб не беспокоил, Сохранишь на много лет!
- Решаем кроссворд.
По горизонтали:
1. Белое, измельчённое вещество, которым чистят зубы.
3. Прочное вещество, из которого состоят зубы.
- Твёрдые образования во рту для откусывания и пережёвывания пищи.
- Зубы, расположенные за резцами.
По вертикали:
- Полужидкое вещество для чистки зубов.
- Передние зубы, которыми мы откусываем пищу.
- Твёрдое, блестящее вещество, которым снаружи покрыты зубы.
- Орган в ротовой полости, который при пережёвывании пищи передвигает её к зубам.
Ответы. По горизонтали: 1. Порошок. 3. Дентин. 6. Зубы. 7. Клыки. По вертикали: 1. Паста. 2. Резцы. 4. Эмаль. 5. Язык.
Итог:
- Как беречь зубы?
- Когда чистить зубы?
Источник
Ираида Иваненко
Интегрированное занятие (НОД) для старшей группы на тему: «Чтобы зубы не болели»
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД
«Чтобы зубы не болели»
Тема: «Чтобы зубы не болели».
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Социальный партнёр: младший воспитатель
Учебно-методический комплект:
1. «Чистим зубки» Стихи Е. А. Варченко г. Краснодар 2013г. ; энциклопедия «Будь здоров малыш» перевод с французского Е. А. Алексеевой 2004г. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»
Средства:
• наглядные – гигиенические принадлежности, слайды
• мультимедийные – презентация;
• литературные – стихи «Чтобы зубы не болели», книга «Чистим зубки» стихи Е. А. Варченко, энциклопедия для малышей «Будь здоров, малыш!»
• оборудование – зубная щетка, игрушка «Волк», «чудесный мешочек» с гигиеническими принадлежностями.
Провел: Воспитатель Иваненко Ираида Владимировна
Цель: Создать условия для развития культурно-гигиенических навыков; дать детям представления, как правильно чистить зубы; развивать речь детей, обогащать словарный запас детей.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Учить детей правильно чистить зубы
2. Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе беседы о гигиенических принадлежностей.
• развивать творческую активность в процессе обсуждения стихотворных произведений.
• обогащать словарь детей: микробы, кариес, гигиенические принадлежности
• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
• Обратить внимание на нерешительность Вики в выборе партнёра для совместной деятельности;
Планируемый результат:
Любознательный, активный Активность в продуктивной деятельности, в разговоре.
Эмоционально — отзывчивый Проявление сочувствия к героям сказок.
Проявление эмоционального отношения к литературным героям
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
Умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи применение усвоенных способов
умение самостоятельно делать выводы;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин. ;
Ход деятельности:
Этап деятельности Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1 этап
Организационный
-ситуативный разговор
-стихи
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте — желаю вам здоровья!
Ребята у меня есть «чудесный мешочек». Давайте посмотрим, что в нем. Для чего нужны эти предметы?
Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты зубной феи?
Почему у нас такие крепкие и красивые зубки?
Что нужно делать, чтобы они всегда были такими?
Для того, чтоб быть красивым
И улыбкой щеголять,
Быть здоровым и счастливым,
Зубы надо укреплять!
Чтобы зубы не болели,
Гигиену соблюдай.
После ужина и утром
Чистить их не забывай!
Чистить правильно учись:
Снизу вверх, а сверху вниз.
От десны до края
Весь налет снимая.
Чисть не меньше трех минут,
Вымыть щетку не забудь.
Пусть хранится в ванной
Ручкой вниз в стакане.
Чтобы зубы не болели,
Чтобы избежать беды,
Полощите рот свой, дети,
Каждый раз после еды.
Чтобы зубы не болели,
Дай им тренировку!
Пусть грызут капусту,
Яблоко, морковку!
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой
Вызывает интерес детей к теме разговора и показывает свою заинтересованность.
Показывает предметы из «чудесного мешочка». Обобщает ответы детей.
Хвалит детей.
Читает стихи.
Задает вопросы по тексту стихов.
Слушает ответы детей.
Приветствуют друг друга и гостей
Дети высказывают свои мысли о том, для чего нужны предметы, находящиеся в мешочке. Что необходимо делать, чтобы не было проблем с зубами.
Внимательно слушают произведение. Отвечают на вопросы воспитателя.
Дети настроены на общение
Дети проявляют интерес к теме разговора.
Умение слушать.
Реализована потребность детей в общении.
Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.
2 этап
Работа над темой
-проблемная ситуация
(социальный партнер- младший воспитатель)
Раздается стук в дверь. Появляется Волк (кукла во весь рост человека)
Волк рассказывает детям о своей беде (у него болят зубы).
«Лечим» волку зубы, советуем, что нужно делать, чтобы зубы не болели.
Предлагает детям подумать, почему у волка болят зубы.
Лечит ему зубы.
Обобщает советы детей по профилактике заболеваний зубов.
Решают проблемную ситуацию, строят гипотезы, делают выводы. Умение делать вывод и его аргументировать.
Подвижная игра «Волк и козлята»
Дети встают в круг. Выбирается волк с помощью считалки. Знакомит детей с игрой, дает инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми. Выбирают правила игры, партнеров.
Демонстрируют физическую активность. Умение слушать, выполнять выбранные правила.
Получение в процессе игры положительных эмоций.
Реализована потребность детей в движении.
-презентация Просмотр слайдов к сказке. Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.
Смотрят слайды. Обогащает предыдущий опыт.
Проявляет интерес
к литературным произведениям.
-сказка «Чистим зубки» Серый зайчик жил в лесу,
Боялся рыжую лису,
От волка резво убегал,
Маме в доме помогал.
Был послушным он, не грубым,
Но ленился чистить зубы:
Морковку по утрам жевал-
Рот никогда не полоскал.
-Зубы чистить мне зачем?
Я и так прекрасно ем!
Щетка, паста- ерунда!
Не стану чистить никогда!
Но однажды, съев морковку,
Зайчик под кустом дремал.
Вдруг раздался голос громкий:
-Как же долго я искал!
Не дружишь с пастою зубной?
Так познакомишься со мной!
Фирма «Кариес-микробы»,
Принцип жизни в ней особый:
Не следите вы за ртом-
Значит, будет в нем наш дом.
Прогрызем в зубах мы дыры
Под отдельные квартиры!
Будем славно поживать,
Зайца болью донимать.
Он не сможет больше ловко
Хрумкать сладкую морковку!
Спросонок зайчик голосит:
-Мама, милая, спаси!
Пасту, щетку дай скорей-
Гнать непрошенных гостей!
Кариес, пойди-ка вон!
Быстро я со всех сторон
С зубов микробы уберу,
А завтра рано по утру
Вновь морковки наберу!
Обняла сынишку мама:
-Помни, мой сынок упрямый:
Зубки нужно чистить, чтобы
Не селились в них микробы!
Читает сказку, вызывает интерес.
Обогащает словарный запас детей словами «кариес», «микробы», названия гигиенических принадлежностей. Внимательно слушают сказку. Демонстрируют положительные эмоции. Умение слушать.
Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.
3 этап[/i]
Итог деятельности Подарить всем зубные щетки Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к теме разговора. Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать вывод.
Конспект на участие в ежемесячном конкурсе на Лучший конспект занятий (НОД)
Источник