У куклы болит зуб
Структурное подразделение «Улыбка» корпус 1
ГБОУ СОШ им. М.Н.Заводского с. Елховка
Воспитатель:
Смирнова М.И.
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «Игра с матрёшками. У Ляли болят зубы».
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.»
Задачи: Учить детей слушать педагога, сравнивать предметы по величине (большой — маленький), используя в речи соответствующие прилагательные; формировать отчётливое, произношение звука «О», округляя при этом губы. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, вызывать желание помочь окружающим.
Методы и приёмы: Наглядный показ, игровые приёмы, художественное слово, словесно договаривали предложение.
Оборудование: Матрёшки (большая, маленькая), домики и ёлочки (большие и маленькие), кукла Ляля.
Логика образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит, что скоро к нам придут гости. Посмотрите на себя, какие, вы красивые!
Воспитатель: — Слышите, стучатся, в дверь; значит гости пришли! Будем их встречать! Идём! Идём! (Воспитатель заносит одну матрёшку, вторая в ней). К нам матрёшка пришла,
Новая игрушка.
В красном сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь –
В ней сидит вторая,
Вся она, как маков цвет:
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Дети здороваются с матрёшками.
Воспитатель: — Кто пришёл к нам в гости?
Дети: — Матрёшки! (Индивидуальные и хоровой ответ).
Воспитатель: — Какие матрёшки по величине? (Индивидуальные и хоровой ответ и отмечают что одна большая, а другая – маленькая).
Воспитатель предлагает двум – трём детям показать большую и маленькую матрёшки.
Воспитатель: — Матрёшки умеют танцевать, но надо попросить их об этом.
— Артём, попроси большую матрёшку.
— Матрёшка попляши.
Матрёшка пляшет.
Упражнение повторить 2-3 раза, дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: — Наши матрёшки живут в своих домиках (ставит на стол два домика).
Один домик …? (показывает).
Дети: — Большой. (Индивидуальные и хоровой ответ).
Воспитатель: — А другой? (показывает)
Дети: — Маленький. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель: — Какая матрёшка живёт в большом домике?
Дети: — Большая матрёшка. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель: — Ангелина, поставь большую матрёшку около большого домика. Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: — А кто живёт в маленьком домике?
Дети: — Маленькая матрёшка. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель предлагает ребёнку поставить матрёшку около своего домика.
Физминутка.
Затем воспитатель достаёт ёлочки. Дети отмечают, что они разного размера.
Воспитатель: — Около домиков надо посадить ёлочку!
— Какую ёлочку надо посадить около большого домика?
Дети: — Большую ёлочку, а маленькую у маленького домика. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель предлагает послушать рассказ про матрёшек и помочь дополнить его словами (выделенные).
Воспитатель: — Жили-были две матрёшки. Одна (показ) – большая, другая – маленькая. Большая матрёшка жила в большом домике, а маленькая — в маленьком. Около большого дома росла большая ёлочка, около маленького – маленькая ёлочка.
Воспитатель: — Смотрите, в гости к матрёшкам идёт кукла Ляля. О-о-о – стонет кукла. Как она стонет?
Дети: — О-о-о! (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель: — У Ляли болит зуб. Я сейчас полечу и Ляля перестанет плакать.
Воспитатель лечит зуб, потом укладывает куклу, предлагает подпевать детям убаюкивающую песенку. О-о-о. Кукла засыпает.
Воспитатель следит, чтобы дети, произнося звук «О» округляли губы и меняли силу голоса (громко – тихо). Самостоятельная игра с матрёшками.
Источник
Первая младшая группа
Картотека различных видов игр
Дидактические игры
Название: «Чудесная корзинка»
Возраст: 2-3 года
Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.
Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).
Игровое правило: назвать предмет, его цвет и форму.
Игровые действия: нужно описать предмет, называя по очереди по одному признаку.
Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
Название: «Большой – маленький»
Возраст: 2-3 года
Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.
Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.
Игровое правило: соотносить предметы по размеру.
Игровые действия: положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие — в маленькую.
Ход игры: педагог фиксирует внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Предлагает положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие — в маленькую. Педагог демонстрирует действия, дети за ним повторяют. Затем дети играют самостоятельно.
Игр и упражнений по звуковой культуре речи (развитие слухового внимания, дыхания, артикуляционного аппарата), первая младшая группа
Словесно-речевая игра «Надуваем воздушный шарик»
Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.
Описание игры: Вот как шарик надуваем!
И рукою проверяем.
(Делают вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем!
Дышим легко…ровно…глубоко…
Дидактическое упражнение «Ветерок»
Цель: развивать речевое дыхание, внимание; учить, медленно выдыхать через рот.
Описание игры: Дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», медленно выдыхая воздух через рот, сдувают лёгкие листики с бумаги.
Дидактическое упражнение «Мельница»
Цель: тренировать навык правильного носового дыхания: формировать ритмический вдох и выдох, обучать глубокому выдоху; укреплять мышцы лица.
Описание игры: Воспитатель: Собрались однажды ветры со всех концов мира и решили выбрать сильнейшего. А для этого они утроили соревнование, чтобы решить, какой ветер дует сильнее.
Из детей сформировать пары, раздать вертушки и показать, как правильно надо набирать воздух: вдохнуть через нос, а потом резко выдохнуть через рот. Каждый ребёнок дует на свою вертушку. Выигрывает тот ребёнок, чья вертушка вертится дольше.
Дидактическая игра «Воробышек, лети!»
Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Описание игры: Дети стоят у натянутого шнура между стойками. Воспитатель говорит: «Стайка воробышков прилетела к нам. Посмотрите, как они летают! (Дует на бумажных воробышков на нитках). А теперь вы подуйте.
Игра «Дует ветерок»
Цель: упражнять детей в произнесении звука [ш].
Описание игры: Дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», слегка раскачивают руками (деревья) и произносят звук [ш] (шелестят листочками).
Дидактическая игра «Ослик»
Цель: обучать правильному звукопроизношению звуков «и» и «о».
Описание игры: Дети описывают ослика на картинке, зкукоподражают ему, с закрытыми глазами учатся прилеплять хвостик.
Дидактическая игра «У куклы болят зубы»
Цель: обучать правильному произношению звуков «а» и «о».
Описание игры: Воспитатель показывает ребёнку куклу, матрёшек и рассказывает: «Смотрите, в гости к матрёшкам идет кукла Ляля. Она стонет: «О-о-о, о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?» Ребёнок произносит: «О-о-о, о-о-о».
Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Она «лечит» больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать: «А-а-а, а-а-а, а-а-а». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрёшки. Ребёнок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрёшка «просит» повторить, как стонала Ляля.
Взрослый следит, чтобы ребёнок произносил звук «О», округляя губы.
Упражнение «Позови цыплёнка».
Цель: учить детей правильно и чётко произносить звук «ц» в слогах и словах.
Описание игры: Дети играют с игрушками, изображающих курицу и цыплят. Дети зовут цыплят «цып-цып-цып».
Словесные игры
Название: «Ладушки»
Возраст: 2-3 года
Цель игры: Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Ход игры: Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! — хлопают в ладошки».
Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки!
— Что ели? — Кашку!
— Что пили? — Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у- полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели» разводят руки в стороны и опускают на колени.
Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов детей: «У бабушки»; «Что ели?» — «Кашку»; «Что пили?» — «Бражку».
В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.
Название: «Про сороку»
Возраст: 2-3 года
Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.
Ход игры: Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:
Слова:
Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашу варила.
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор —
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому ничего не дала
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Движения:
Воспитатель и дети варят кашку» вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Большой палец не загибается.
При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».
Название: «Коза рогатая»
Возраст: 2-3 года
Цель игры: Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
Ход игры: После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,
Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет —
Забодает,
забодает,
забодает.
При слове «забодает» дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.
Название: «Заинька»
Возраст: 2-3 года
Цель игры: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочит,
Некуда серому выпрыгнут
Заинька, поскачешь —
Выскочишь,
Серенький, попляшешь —
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Настольно-печатные игры
Название: «Собери букет»
Возраст: 2-3 года
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.
Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.
Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.
После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
Название: «Летает — ползает — прыгает».
Возраст: 2-3 года
Цель: Расширение предикативного словаря.
Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка.
Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.
Сюжетно-ролевые игры
Название: «Кормление куклы Кати».
Возраст: 2-3 года
Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.
Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.
Название: «Кукла Катя пошла в магазин»
Возраст: 2-3 года
Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование: Кукла Катя
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки — это сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
Развивающие (пальчиковые) игры
Название: «Прятки»
Возраст: 2-3 года
Цель:развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Слова:
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ход игры:
Ритмично сгибать и разгибать пальцы, слушая текст.
Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Название: «Засолка капусты»
Возраст: 2-3 года
Цель:развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Слова:
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе — рубим капустку)
Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку)
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад)
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем)
Хороша капуста!
Ход игры:
Слушая текст, выполнять дивжения пальцами, ладонями, кистями рук.
Название: «Пальчик-мальчик»
Возраст: 2-3 года
Цель:развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Слова:
— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
-С этим братцем щи варил,
-С этим братцем кашу ел,
-С этим братцем песни пел.
Ход игры:
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Название: «Части лица»
Возраст: 2-3 года
Цель:развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Знать части лица.
Слова:
Стенка, стенка
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок!
(нажать на носик)
Ход игры:
Слушая текст, выполнять дивжения пальцами, ладонями, кистями рук.
Название: «Сорока-ворона»
Возраст: 2-3 года
Цель:развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Слова:
Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.
Ход игры:
Слушая текст, выполнять дивжения пальцами, поочередное сгибание пальчика.
Название: «Пальчики»
Возраст: 2-3 года
Цель:развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Слова:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
Ход игры:
Показать ладошку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Подвижные игры
Название: «Зайцы и волк»
Возраст: 2-3 года
Цель: Развивать у детей умение бегать врассыпную, выполнять движения по сигналу, по слову; развивать внимание. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. В умении слышать воспитателя и ориентироваться в пространстве.
Игровое правило: при последнем слове нужно разбежаться в стороны (от волка).
Ход игры:
Дети-зайцы прячутся за кустами, деревьями. В стороне, под кустом, находится волк. Дети выбегают, прыгают, щиплют травку. Используется текст:
Зайки скачут скок, скок, скок –
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Сначала роль волка выполняет воспитатель.
Название: «Мишка косолапый»
Возраст: 2-3 года
Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Учить их ходить в перевалочку, выполнять наклоны, топать ногой.
Игровое правило: выполнить движение в соответствии с текстом.
Ход игры:
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Первое время воспитатель показывает им движения, а дети выполняют их глядя на него.
«Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
В корзиночку кладёт.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился,
И ногою топ».
Строительно-конструктивные игры
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье».
Название: «Строим домик»
Возраст: 2-3 года
Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.
Материал: кубики и кирпичики, пластины.
Ход игры. — Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.
Название: «Загончик для животных»
Возраст: 2-3 года
Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик
Материал: кирпичики.
Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.
Название: «Постройка грузовика, дороги»
Возраст: 2-3 года
Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).
Материал: кубики и кирпичики.
Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.
Источник