У ляли болят зубы

Структурное подразделение «Улыбка» корпус 1
ГБОУ СОШ им. М.Н.Заводского с. Елховка
Воспитатель:
Смирнова М.И.
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «Игра с матрёшками. У Ляли болят зубы».
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.»
Задачи: Учить детей слушать педагога, сравнивать предметы по величине (большой — маленький), используя в речи соответствующие прилагательные; формировать отчётливое, произношение звука «О», округляя при этом губы. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, вызывать желание помочь окружающим.
Методы и приёмы: Наглядный показ, игровые приёмы, художественное слово, словесно договаривали предложение.
Оборудование: Матрёшки (большая, маленькая), домики и ёлочки (большие и маленькие), кукла Ляля.
Логика образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит, что скоро к нам придут гости. Посмотрите на себя, какие, вы красивые!
Воспитатель: — Слышите, стучатся, в дверь; значит гости пришли! Будем их встречать! Идём! Идём! (Воспитатель заносит одну матрёшку, вторая в ней). К нам матрёшка пришла,
Новая игрушка.
В красном сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь –
В ней сидит вторая,
Вся она, как маков цвет:
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Дети здороваются с матрёшками.
Воспитатель: — Кто пришёл к нам в гости?
Дети: — Матрёшки! (Индивидуальные и хоровой ответ).
Воспитатель: — Какие матрёшки по величине? (Индивидуальные и хоровой ответ и отмечают что одна большая, а другая – маленькая).
Воспитатель предлагает двум – трём детям показать большую и маленькую матрёшки.
Воспитатель: — Матрёшки умеют танцевать, но надо попросить их об этом.
— Артём, попроси большую матрёшку.
— Матрёшка попляши.
Матрёшка пляшет.
Упражнение повторить 2-3 раза, дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: — Наши матрёшки живут в своих домиках (ставит на стол два домика).
Один домик …? (показывает).
Дети: — Большой. (Индивидуальные и хоровой ответ).
Воспитатель: — А другой? (показывает)
Дети: — Маленький. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель: — Какая матрёшка живёт в большом домике?
Дети: — Большая матрёшка. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель: — Ангелина, поставь большую матрёшку около большого домика. Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: — А кто живёт в маленьком домике?
Дети: — Маленькая матрёшка. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель предлагает ребёнку поставить матрёшку около своего домика.
Физминутка.
Затем воспитатель достаёт ёлочки. Дети отмечают, что они разного размера.
Воспитатель: — Около домиков надо посадить ёлочку!
— Какую ёлочку надо посадить около большого домика?
Дети: — Большую ёлочку, а маленькую у маленького домика. (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель предлагает послушать рассказ про матрёшек и помочь дополнить его словами (выделенные).
Воспитатель: — Жили-были две матрёшки. Одна (показ) – большая, другая – маленькая. Большая матрёшка жила в большом домике, а маленькая — в маленьком. Около большого дома росла большая ёлочка, около маленького – маленькая ёлочка.
Воспитатель: — Смотрите, в гости к матрёшкам идёт кукла Ляля. О-о-о – стонет кукла. Как она стонет?
Дети: — О-о-о! (Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель: — У Ляли болит зуб. Я сейчас полечу и Ляля перестанет плакать.
Воспитатель лечит зуб, потом укладывает куклу, предлагает подпевать детям убаюкивающую песенку. О-о-о. Кукла засыпает.
Воспитатель следит, чтобы дети, произнося звук «О» округляли губы и меняли силу голоса (громко – тихо). Самостоятельная игра с матрёшками.
Источник
Айгуль Исмагилова
Игра с матрешками. «У Ляли болят зубы» — упражнение для развития звукопроизношения. Занятие для младшей группы
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький). используя в речи соответствующие прилагательные; отчетливо произносить звук о, округляя при этом губы.
Ход занятия
Перед детьми — 2 матрешки. Дети называют их, отмечают, что одна матрешка большая, а другая маленькая. Двум-трем малышам воспитатель предлагает показать и назвать большую матрешку маленькую.
Матрешки умеют танцевать,- говорит воспитатель. — Но их надо попросить об этом. Олечка, попроси поплясать большую матрешку. Скажи: большая матрешка, попляши, пожалуйста. » (Матрешка пляшет.) Упражнение повторяется 5-6 раз. Когда матрешка пляшет, дети могут «подыгрывать» ей: напевать ля-ля-ляля, ля-ля-ля и хлопать в ладоши.
Воспитатель продолжает занятие. » Наши матрешки живут в своих домиках,- говорит он ставит на стол 2 домика. (Если готовых домиков нет, то надо до занятия построить их на соседнем столе.) -Один домик (показывает). («Большой».) А другой?. («Маленький».) Которая матрешка живет в большом домике? («Большая матрешка«.) А кто живет в маленьком домике? («Маленькая матрешка«.)
Воспитатель предлагает поставить двум детям (поочередно) поставить матрешек около их домиков.
Затем воспитатель достает 2 елочки. Дети отмечают, что они разного размера. Догадываются, что большую елочку надо «посадить» у большого дома (выполняют задание, маленькую- у маленького.
На этом занятие заканчивается. Воспитатель хвалит детей за их старание.
Публикации по теме:
Корректурная проба — упражнение для развития избирательной направленности внимания у детей дошкольного возраста
«Корректурная проба — упражнение для развития избирательной направленности внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятие «В страну здоровья» для первой младшей группы. Дидактическая игра по сенсорике «Весёлые человечки»
Дидактическая игра. Цель: Развивать у детей сенсорные возможности и мелкую моторику рук. Закреплять сенсорные навыки пространственные.
Дидактическая игра с липучками для детей группы раннего развития и второй младшей группы
Идеи развивающих игр своими руками для детей от 1 года. Работаем над мелкой моторикой, усидчивостью, развитием речи. Затраты минимальны,.
Дидактическое упражнение для детей с ОВЗ во второй младшей группе «Птицы»
Дидактическое упражнение для детей с ОВЗ во второй младшей группе «Птицы». Цель: Учить детей отгадывать загадки о птицах, узнавать знакомых.
Игра-упражнение «Колючий мячик» для детей 3–5 лет
Для чего нужны игры с мячом и что они развивают? Игры в мяч развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Консультация для родителей средней группы «Зачем надо чистить зубы»
Каждому ребенку мама или папа говорили, надо чистить зубы, но никогда не объясняли зачем, поэтому у ребенка 4-5 лет и нет желания. Ведь.
Логоритмическое упражнение для детей подготовительной группы «Космос»
Логоритмическое упражнение для детей подготовительной группы с ТНР «Космос» Учитель-логопед МБДОУ дс №58 Пономаренко Е. И. -Как вы думаете,.
Открытое интегрированное занятие по развитию речи в форме квест-игры по сказке «Теремок» для детей второй младшей группы
Открытое интегрированное занятие по развитию речи. Квест — игра по сказке «Теремок» для детей второй младшей группы. Цель: Привить интерес.
Сказки с движением для развития артикуляционной моторики и звукопроизношения
Сказка о язычке Рано утром проснулся Язычок от пения птиц. От удовольствия он улыбнулся (Улыбка) и решил сыграть на дудочке (Хоботок).
Источник
Айгуль Исмагилова
Конспект занятия для младшей группы «Игра с матрешками. У Ляли болят зубы» -упражнение для развития звукопроизношения
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький). используя в речи соответствующие прилагательные; отчетливо произносить звук о, округляя при этом губы.
Ход занятия
Перед детьми — 2 матрешки. Дети называют их, отмечают, что одна матрешка большая, а другая маленькая. Двум-трем малышам воспитатель предлагает показать и назвать большую матрешку маленькую.
Матрешки умеют танцевать,- говорит воспитатель. — Но их надо попросить об этом. Олечка, попроси поплясать большую матрешку. Скажи: большая матрешка, попляши, пожалуйста. » (Матрешка пляшет.) Упражнение повторяется 5-6 раз. Когда матрешка пляшет, дети могут «подыгрывать» ей: напевать ля-ля-ляля, ля-ля-ля и хлопать в ладоши.
Воспитатель продолжает занятие. » Наши матрешки живут в своих домиках,- говорит он ставит на стол 2 домика. (Если готовых домиков нет, то надо до занятия построить их на соседнем столе.) -Один домик (показывает). («Большой».) А другой?. («Маленький».) Которая матрешка живет в большом домике? («Большая матрешка«.) А кто живет в маленьком домике? («Маленькая матрешка«.)
Воспитатель предлагает поставить двум детям (поочередно) поставить матрешек около их домиков.
Затем воспитатель достает 2 елочки. Дети отмечают, что они разного размера. Догадываются, что большую елочку надо «посадить» у большого дома (выполняют задание, маленькую- у маленького.
На этом занятие заканчивается. Воспитатель хвалит детей за их старание.
Публикации по теме:
Корректурная проба — упражнение для развития избирательной направленности внимания у детей дошкольного возраста
«Корректурная проба — упражнение для развития избирательной направленности внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дидактическая игра с липучками для детей группы раннего развития и второй младшей группы
Идеи развивающих игр своими руками для детей от 1 года. Работаем над мелкой моторикой, усидчивостью, развитием речи. Затраты минимальны,.
Дидактическое упражнение для детей с ОВЗ во второй младшей группе «Птицы»
Дидактическое упражнение для детей с ОВЗ во второй младшей группе «Птицы». Цель: Учить детей отгадывать загадки о птицах, узнавать знакомых.
Игра-упражнение «Колючий мячик» для детей 3–5 лет
Для чего нужны игры с мячом и что они развивают? Игры в мяч развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР «Звук [М] и буква М»
Тема: Звук и буква «М». Коррекционно – образовательные задачи: Познакомить детей со звуком «М». Четкое произнесение и характеристика звука.
Конспект занятия по рисованию для детей средней группы с задержкой психического развития «Веточка мимозы для мамы»
Конспект занятия по рисованию для детей средней группы с задержкой психического развития на тему «Веточка мимозы для мамы» с использованием.
Консультация для родителей средней группы «Зачем надо чистить зубы»
Каждому ребенку мама или папа говорили, надо чистить зубы, но никогда не объясняли зачем, поэтому у ребенка 4-5 лет и нет желания. Ведь.
Логоритмическое упражнение для детей подготовительной группы «Космос»
Логоритмическое упражнение для детей подготовительной группы с ТНР «Космос» Учитель-логопед МБДОУ дс №58 Пономаренко Е. И. -Как вы думаете,.
Дидактическое упражнение «Накормим птиц» по теме «Зимующие птицы» для детей коррекционной группы 3–6 лет
Учитель: Карепова Л. Ю. Таллиннский детский сад Раадику Таллинн, 2019 г. Добрый вечер, дорогие коллеги! В этом году я работаю в коррекционной.
Источник
Обновлено 20.03.2014 09:26
Задачи:
- Учить детей слушать педагога;
- Учить детей сравнивать предметы по величине (большой — маленький), используя в речи соответствующие прилагательные.
- Формировать отчётливое произношение звука «О», округляя при этом губы, учить сопереживать и бережно относиться к игрушкам.
Методы и приёмы:
- Художественное слово;
- Наглядный показ;
- Игровые приёмы;
- Словесное договаривание предложений.
Пособия и материал:
Матрёшки(большая и маленькая), домики и ёлочки(большие и маленькие), кукла Ляля.
Литература:
Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы). — М.: Просвещение, 1979 год.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и воспитатель говорит, что скоро к нам придут гости.
(Стук в дверь).
Воспитатель:
— Слышите стучатся в дверь, значить гости пришли! Будем их встречать! Посмотрите на себя, какие вы красивые! Идём! Идём!
(Воспитатель заносит двух матрёшек).
Дети здороваются с матрёшками.
Воспитатель:
— Кто пришёл к нам в гости?
Дети:
— Матрёшки!
(Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель:
— Какие матрёшки?
(Индивидуальный и хоровой ответ и отмечают что одна большая, а другая — маленькая).
Воспитатель предлагает двум — трём детям показать большую и маленькую матрёшку.
Воспитатель:
— Матрёшки умеют танцевать, но надо попросить их об этом.
— Олечка, попроси поплясать большую матрёшку.
— Матрёшка попляши.
Матрёшка пляшет.
Упражнение повторяется 3-4 раза, дети хлопают в ладоши.
Воспитатель:
— Наши матрёшки живут в своих домиках(ставит на стол два домика).
Один домик…? (показывает).
Дети:
— Большой.
(Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель:
— А другой?
(Показывает).
Дети:
— Маленький.
(Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель:
— Какая матрёшка живёт в большом домике?
Дети:
— Большая матрёшка.
(Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель:
— Ваня, поставь большую матрёшку около большого домика.
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель:
— А кто живёт в маленьком домике?
Дети:
— Маленькая матрёшка.
(Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель предлагает ребёнку поставить матрёшку около своего домика.
Затем воспитатель достаёт две ёлочки. Дети отмечают, что они разного размера.
Воспитатель:
— Около домиков надо посадить ёлочки!
— Какую ёлочку надо посадить около большого домика?
Дети:
— Большую ёлочку, а маленькую у маленького домика.
(Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель предлагает послушать рассказ про матрёшек и помочь дополнить его словами(выделенные).
Воспитатель:
— Жили-были две матрёшки. Одна(Показ) — большая, другая — маленькая.
— Большая матрёшка жила в большом домике, а маленькая — в маленьком. Около большого дома росла большая ёлка, около маленького — маленькая ёлка.
Воспитатель:
— Смотрите в гости к матрешкам идёт кукла Ляля. О — о — о — стонет кукла. Как она стонет?
Дети:
— О — о — о!
(Индивидуальный и хоровой ответ).
Воспитатель:
— У Ляли болит зуб. Я сейчас полечу и Ляля перестанет плакать.
Воспитатель лечит зуб, потом укладывает куклу, предлагает подпевать детям убаюкивающую песенку. О — о — о — о. Кукла засыпает.
К ней подходят матрёшки.
Дети рассказывают им что у Ляли болел зуб и она стонала: О — о — о. Матрёшка просит детей (трёх — четырёх) сказать, как стонала Ляля.
Воспитатель следит, чтобы дети, произнося звук «О» округляли губы и меняли силу голоса (громко — тихо).
Самостоятельная игра с матрёшками.
Источник
Знакомство родителей с нетрадиционными артикуляционными упражнениями .
Консультация для родителей на тему «Развитие двигательной активности детей»
Как научить запоминать
Газета Правила дорожного движения
Газета Как уберечь ребенка от пожара
Как уберечь детей от пожара
Консультация для родителей «Телевидение и здоровье детей».
Развитие творческого мышления детей 6-7 летнего возраста средствами анимации Немирова сайт
Консультация «О летнем отдыхе детей»
Кузьмина Людмила Александровна, воспитатель первой квалификационной категории.
МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»
Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.
О путешествиях с детьми
Ехать или не ехать с ребёнком на юг? — вопрос встаёт перед родителями довольно часто.
Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата.
В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.
Солнце хорошо, но в меру
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.
До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках.
Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.
Осторожно: тепловой и солнечный удар!
Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере.
При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания.
Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Купание – прекрасное закаливающее средство
Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
- Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
- В воде дети должны находиться в движении
- При появлении озноба немедленно выйти из воды
- Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.
Игры, направленные на речевое развитие детей второго года жизни.
Конспект сообщения на консультативном занятии по раннему возрасту.
Автомобиль.
Цель. Формирование правильного и отчетливого произношения звука Б (БЪ), развитие умения произносить отдельные звукоподражания громко и тихо.
Материал. Кукла, маленькая и большие машины.
Ход. Кукла спрашивает у ребенка, знает ли он, как сигналит машина. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый подсказывает: «Би-и-п, Би-и-п» — и предлагает повторить сначала вместе с ним, а потом отдельно.
Взрослый показывает большую машину, затем маленькую и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай как (произносит звукоподражание чуть громче обычного), а маленькая гудит тихо (воспроизводит сигнал вполголоса)». Ребенку предлагают повторить звукосочетание то громко, то тихо.
Ребенку, склонному к тихой речи, предлагают произносить звукосочетания громко, а говорящему громко, крикливо – тихо.
Мышка
Цель. Формирование правильного и отчетливого произношения звука П(ПЪ), произношения слов, воспитание звуковой культуры речи.
Материал. Игрушечная мышка.
Ход. Раздается писк:»пи-пи-пи». Взрослый говорит, что прибежала мышка, предлагает ее поискать. Ребенок заглядывает под стул. Появляется игрушечная мышка: «Дети, кот ушел?» — «спрашивает» она. – Я его боюсь. Взрослый предлагает попищать, как мышка, ребенок повторяет.»Мышонок любит играть в прятки, -говорит взрослый.- Сейчас я спрячу его в ладошку и спрошу, где мышонок. А он ответит мне: «Пи-пи-пи».
Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4-5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра, а он благодарит: »Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А вы что любите есть? Вы, наверное, любите суп?»
-Давайте скажем: «Уп-уп-уп – мы любим суп!» Врослый дважды повторяет чисто говорку, затем ребенок повторяет ее самостоятельно: Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку.
У Ляли болят зубы.
Цель. Обучение отчетливому произношению звука О, округляя при этом губы.
Материал. Кукла, матрешка.
Ход. Взрослый показывает ребенку куклу, матрешек и рассказывает;
— Смотрите, в гости к матрешкам идет кукла Ляля. Она стонет: «О0о-о, о-о-о-!» У Ляли болит зуб. Как стонет Ляля? Ребенок произносит «О-о-о,о-о-о».
Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Он лечит больной зуб, укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать: «О-О-О». Кукла засыпает и к ней подходят матрешки. Ребенок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала: «О-О-О». Матрешка «просит» повторить, как стонала Ляля.
Взрослый следит, чтобы ребенок произносил звук О, округляя губы.
Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
Идите с нами играть.
Цель. Выработка умения говорить громким голосом.
Материал. Игрушечные мишка, зайчик, лиса и другие звери.
Ход. На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит:
— Мишке, лисичке и зайке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди к нам!» Ребенок вместе со взрослым зовет мишку, зайку, лису и играет с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал громко, но не кричал.
Исполнитель: социальный педагог: Назарова А. В.
Конспект сообщения для родителей раннего возраста, не посещающих детский сад
Речь, наглядные обобщения, и общение.
На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функция обобщения. Малыш учится подражать словам и фразам взрослого, он овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает уже пользоваться речью. На этом возрастном этапе (до 1,5 лет) интенсивно развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Очень часто малыш на задание взрослого, даже понимая его, реагирует не совсем правильно. Поначалу при формировании связи словесного обозначения предмета с самим предметом и действием, ребенку надо давать простые задания. Знакомую игрушку надо поместить отдельно от других предметов, попросить показать ее. Затем задания можно постепенно усложнять: поместить игрушку среди других так далее.
В данном возрасте дети могут знать названия игрушек, предметов быта, одежды, назначение действий, которые сами умеют выполнять (возьми, принеси, посмотри, покачай т.д.).
Постепенно кругозор ребенка расширяется, связи между предметом и словом становятся прочнее. С 1года 6 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, то есть с ним можно говорить о том, чего он в настоящее время не видит, при этом опираясь на прошлый опыт малыша. Ему уже можно читать эмоциональные рассказы, потешки. Но опыт малыша должен обогащаться. Наблюдая с ним окружающую действительность, важно называть все, что в ней присутствует: действия взрослых и детей, движения транспорта, впечатления от рассматривания книг. В дальнейшем вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставляют его обозначать воспринимаемое собственной речью, а концу второго года они стимулируют появление вопросов самого ребенка (что это?, где?, куда?).
Начало второго года жизни это период наглядных обобщений. Ребенок объединяет предметы не столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в глаза внешнему сходству: цвету, величине. Затем, приобретая опыт, он может по слову взрослого обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки.
После полутора лет малыш обобщает предметы не только в понимаемой речи, но и в активной, однако на первых порах делает много ошибок. С приобретением опыта в умении различать близкие предметы, играя с ними, он преодолевает трудности и не допускает ошибок. В первом полугодии указанного возрастного периода формируется очень важная способность ребенка – умение подражать словам, произносимым взрослым. В силу физиологических особенностей развития артикуляционного аппарата удобно и легко произносить слова облегченно: собачка – «ав-ав», машина «би-би», самолет-«у-у-у». Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова облегченные, но сопровождал их словами, произнесенными правильно. Постепенно ребенок начинает подражать не только словам, но и фразам. Растет активный словарь малыша – если к концу первого года жизни в нем насчитывалось 10 слов, к 1году 6 месяцам – 30, а к 2 годам -300. Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произнесенных облегченно, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произнесенных правильно, то есть малыш уже может сказать не «ав-ав», а «собачка», хотя само произношение слова еще очень несовершенно, и понимают его лишь близкие люди. С 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Огромное достижение в развитии речи детей – появление у них вопросов: «А это?», «Какая?», что говорит об уровне их познавательной активности. Малыш пользуется разными речевыми реакциями в зависимости от ситуации. Лепетом – во время ходьбы, разнообразных движений; словами (до 1 года 6 месяцев) – в момент сильной заинтересованности, при внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться словом во время игры, при этом их речь носит необращенный характер. К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию – использоваться как средство общения с окружающими, прежде всего со взрослыми. Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, специальные занятия, способствующие развитию речи. Если с малышом заниматься, у него возникнет потребность в речевом общении со взрослым. Естественно, будет быстрее развиваться активная речь малыша. Дети с удовольствием общаются со взрослым, который им близок.
Исполнитель: социальный педагог: Назарова А. В.
Источник