У севы болело горло он уже три

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

 (1) У Севы болело горло. (2) Он уже три недели
не ходил в школу. (3) К нему  забегала
Лида Зорина. (4) Она присаживалась на кончик стула,  раскрывала 
свою  сумку  и, пока Малютин списывал с ее дневника заданные  уроки, 
поспешно  рассказывала ему все
новости: Митя болен, без него скучно, ребята 
ходили  его  навещать. (5)Трубачев все еще занимается с
Мазиным. (6) Мазин даже немножко похудел от этого. (7) Стенгазету они делают
без Мити.

 8)
Поболтав, Лида уходила. (9) Сева с завистью смотрел, как мимо его окна
пробегают школьники. (10) Он чувствовал себя оторванным от товарищей, от школы.
(11) Во время болезни он много читал, пробовал рисовать, но после картины,
отданной на выставку, никак не мог придумать чего-нибудь нового и говорил
матери:

– (12) Я
всегда так… нарисую, отдам… и скучно, скучно мне делается…

–  (13) Вот и папа твой, бывало, кончит картину
и заскучает. (14) Как будто всего себя вложил в нее и ходит опустошенный. (15)
А я, наоборот, сдам свои чертежи – и рада-радешенька! – смеялась мама.

 – (16) Потому что ты с готового чертишь, а мы
с папой свое придумываем, – серьезно сказал Сева.

– (17)
Конечно. (18) Но разве неприятно тебе, что твоя картина всем понравилась? (19)
Ведь это, по-моему, самое главное. (20) Разве интересно человеку делать
что-нибудь только для себя?

 – (21) Ну конечно, я рад, а то все ребята меня
таким каким-то считают… – Сева запнулся и с упреком посмотрел на мать, но
сдержался и только  добавил: (22) Я
многого не умею делать…

(23) Мать
поняла его:

– (24) Сева,
я знаю, о чем ты говоришь. (25) Но без этого футбола и всякой чехарды можно
обойтись. (26) Они здоровые, крепкие мальчики, а у тебя порок сердца.

– (27) Ну,
вот я никуда и не гожусь, мамочка, – грустно усмехнулся Сева.

  (28) Мать заволновалась.

– (29)Это
совсем не нужно внушать себе. (30) Это пройдет, с годами ты окрепнешь, но
рисковать сейчас – просто глупо.

– (31) Ну
ладно, ладно, мама! (32) Я ведь так сказал… (33) Просто я боюсь: мне никогда
ничего такого не сделать. (34) Вот как наши герои.

 – (35) Конечно, не всякий может быть героем.
(36) Сева, но я думаю все-таки, что в каждом честном человеке непременно есть
это геройство… непременно есть…

 (По В. Осеевой)

Ответами
к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:  «Почему Сева чувствовал себя оторванным от
товарищей?»

         1) Родители запретили Севе общаться с
ребятами, так как считали   их
недостойными.

2) Сева заболел, ему не хватало общения с товарищами,
жизнедеятельности в школе.

3) Сева был болен, и никто из ребят не навещал его.

4) Ребята
объявили Севе бойкот, потому что он редко играл с ними.

Ответ:
___________________________

Укажите средство речевой выразительности, которое используется в  предложении: «Как будто всего себя вложил в
неё и ходит опустошённый».

1) сравнение

2) метафора

3) эпитет

4) фразеологизм

Ответ:
___________________________

Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «неполное действие».

Ответ:
___________________________        

Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед.
ч. глагола настоящего или будущего времени.

Ответ:
___________________________

Замените слово поболтав в
предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:
___________________________

Замените словосочетание с завистью
смотрел
(предложение
9), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:
___________________________

Выпишите грамматическую основу предложения 19.

Ответ: ___________________________

Среди предложений 8-11найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ:
___________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие)  запятую (-ые) при вводном слове.

Я всегда так… нарисую,1 отдам… и скучно,2
скучно мне делается. Ну ладно,3 ладно,4 мама! Ведь это,5
по-моему,6 самое главное.

Ответ: ___________________________

Укажите
количество грамматических основ в
предложении 24.

Ответ: ___________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все  запятые.  Выпишите 
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые)  между 
частями сложного  предложения,
связанными сочинительной связью.  

Потому что ты с готового чертишь,1 а мы с
папой своё придумываем,2 – серьёзно сказал Сева. Ну конечно,3  я рад,4 а то все ребята меня таким
каким-то считают…Он чувствовал себя оторванным от товарищей,5 от
школы.

Ответ:
___________________________

Среди предложений 1-11 найдитесложное  предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого
предложения.

Ответ:
___________________________

Среди
предложений 31-35 найдите сложное
бессоюзное
предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик  получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

2

2

3

2

4

присаживалась

5

чувствовал

6

поговорив

7

завистливо
смотрел

8

это
самое главное

9

8

10

5,6

11

2

12

1,4

13

4

14

33

Источник

Глава 16

Обида

У Севы болело горло. Он уже три недели не ходил в школу. К нему забегала Лида Зорина. Она присаживалась на кончик стула, раскрывала свою сумку и, пока Малютин списывал с её дневника заданные уроки, поспешно рассказывала ему все новости: Митя болен, без него скучно, ребята ходили его навещать. Трубачёв всё ещё занимается с Мазиным. Мазин даже немножко похудел от этого. Стенгазету они делают без Мити.

Читайте также:  Осип голос и болит горло у беременной

Поболтав, Лида уходила. Сева с завистью смотрел, как мимо его окна пробегают школьники. Он чувствовал себя оторванным от товарищей, от школы. Во время болезни он много читал, пробовал рисовать, но после картины, отданной на выставку, никак не мог придумать чего-нибудь нового и говорил матери:

– Я всегда так… нарисую, отдам… и скучно, скучно мне делается…

– Вот и папа твой, бывало, кончит картину и заскучает. Как будто всего себя вложил в неё и ходит опустошённый. А я, наоборот, сдам свои чертежи – и рада-радешенька! – смеялась мама.

– Потому что ты с готового чертишь, а мы с папой своё придумываем, – серьёзно сказал Сева.

– Конечно. Но разве не приятно тебе, что твоя картина всем понравилась? Ведь это, по-моему, самое главное. Разве интересно человеку делать что-нибудь только для себя?

– Ну конечно, я рад, а то все ребята меня таким каким-то считают… – Сева запнулся и с упрёком посмотрел на мать, но сдержался и только добавил: – Я многого не умею делать…

Мать поняла его:

– Сева, я знаю, о чём ты говоришь. Но без этого футбола и всякой чехарды можно обойтись. Они здоровые, крепкие мальчики, а у тебя порок сердца.

– Ну, вот я никуда и не гожусь, мамочка, – грустно усмехнулся Сева.

Мать заволновалась.

– Это совсем не нужно внушать себе. Это пройдёт, с годами ты окрепнешь, на рисковать сейчас – просто глупо.

– Ну ладно, ладно, мама! Я ведь так сказал… Просто я боюсь, что мне никогда ничего такого не сделать. Вот как наши герои.

– Конечно, не всякий может быть героем. Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть… Ой, Сева, – вдруг вспомнила мать, – у нас плитка зря горит, мы же хотели чай пить. И вечно мы с тобой заговоримся!

Она бежала с чайником в кухню и на цыпочках возвращалась обратно:

– Тише, Севочка, весь дом уже спит, только мы с тобой никак не угомонимся. И каждый день так. Завтра же сделаю строгое расписание.

Но строгое расписание не помогало. Мать приходила с работы поздно, за день у обоих накапливались разные новости – времени для разговоров не хватало.

– Сева, пей чай и ложись спать… Положи, положи книжку. Я не буду тебя слушать.

– Подожди, мама. Я только один вопрос… Почему это говорят, что трус умирает много раз, а храбрый один раз? Как ты это понимаешь, мама?

– Как я это понимаю?.. – подняв глаза вверх и сморщив лоб, начинала мать и вдруг, спохватившись, сердито обрывала себя: – Никак не понимаю! Опять ты меня в длинный разговор втягиваешь, Сева…

Когда Сева был болен, мама вставала ночью, осторожно щупала ему лоб, утром торопилась приготовить еду и, уходя, уговаривала сына, чтобы он не переутомлял себя чтением и не выдумывал себе никаких занятий.

– А мне сегодня лучше, мама! Куда лучше! – каждый день заявлял ей Сева. – Ты не беспокойся!

Сегодня в первый раз Севе было позволено выйти. Он решил зайти к Саше Булгакову и узнать у него, что задано на завтра, так как Лида уже два дня не приходила.

Закутавшись тёплым шарфом, Сева вышел на улицу. Непрочный мартовский снег сбивался под ногами в грязные комья. Саша Булгаков жил недалеко. Сева хорошо знал его улицу и дом, так как в прошлом году, когда Саша был болен, Сева приносил ему уроки. Но теперь, по рассеянности, мальчик долго путался, заглядывая в чужие дворы и припоминая номер дома. Наконец в одном дворе он узнал одноэтажный флигель, где жил Саша.

«Сейчас погреюсь, возьму уроки, узнаю все новости!»

Во дворе маленькая девочка в тёплом платке с длинными пушистыми концами усаживала на санки крепкого, толстого мальчугана в больших валенках.

– Положи ноги на санки, а то они будут по снегу ехать. Ну, положи свои ноги! – хлопотала она.

Малыш, опираясь на санки, шевелил тяжёлыми валенками.

– Да не поднимаются они, – уверял он девочку. Какой-то высокий мальчик в шапке, без пальто подскочил к мальчугану, вытащил его из санок, сел на них верхом и крикнул:

– Н-но! Поехали!

Девочка схватила за руку малыша и замахнулась на мальчика.

Когда Сева вошёл в длинный коридор, со двора послышался громкий плач, и тотчас в углу открылась дверь, из неё выскочил Саша. Не заметив товарища, он пробежал по коридору и бросился к девочке.

Сева выглянул во двор. Чужой мальчик дёргал девочку за пушистые концы платка и, сидя верхом на санках, кричал:

– Н-но! Поехали, поехали!

Малыш сбоку старался столкнуть обидчика с санок.

– Эй, ты! Брось! – сердито закричал Саша.

Мальчик вскочил, отбежал в сторону и, кривляясь, завизжал:

– Ох, ох! Деточек обидели. Караул! Нянечка пришла!

– Дурак! – вытирая носовым платком мокрые щёки сестрёнки, крикнул ему Саша. – Связался с малышами! Попробуй только тронуть их ещё раз!

– Ещё раз, ещё два!.. А что ты мне сделаешь?

– Тогда посмотришь! – показал ему кулак Саша.

Он был очень рассержен и тяжело дышал. Сева уже хотел поспешить ему на помощь, но дверь в коридоре снова открылась, из неё вышла женщина, поставила на порог ведро с мыльной водой и, крикнув: «Сашенька, вынеси помои!» – поспешно ушла.

– Го-го-го! Сашенька, вынеси помои! Постирай пелёночки! – запрыгал мальчишка.

Сева увидел красное, злое лицо Саши. Не замечая товарища, Саша схватил ведро и молча, не оглядываясь, потащил его по двору, сопровождаемый насмешками. Сева поспешно вышел и решительными шагами направился к обидчику.

Читайте также:  Гланд нет но болит горло и насморк

– Ты подлый человек! – сказал он, поднося к его носу свой худенький кулак, и, круто повернувшись, направился к воротам.

У ворот он услышал, как, возвращаясь назад и позвякивая пустым ведром, Саша презрительно говорил мальчишке:

– Ну, и что ты этим доказал? Что ты этим доказал? Я на тебя плевать хочу! Ты хулиган. Я с тобой даже связываться не буду. А за ребят когда-нибудь так дам, что своих не узнаешь!

«Расстроился, – подумал Сева. – Хорошо, что меня не видел, а то ему неприятно было бы…»

Он тихонько пошёл по улице к своему дому.

В этот день была суббота. Для Саши это был самый трудный день в неделе. В субботу мать купала ребят. Придя из школы, Саша наливал ванночку, менял воду, выносил помои, укладывал в кроватки выкупанных ребятишек. В такую-то минуту и попал к нему Сева. А перед этим, сразу после уроков, Одинцов и Васёк Трубачёв звали Сашу на каток.

– Пойдём! Ведь последние зимние денёчки. Скоро каток растает! – уговаривали они его.

– Да не могу я сегодня. Мать ребят купает. Давайте завтра пойдём.

– Ну, завтра! Я и коньки в школу принёс, чтобы домой не заходить, – говорил Одинцов.

– А я вообще не люблю откладывать. Решили – значит, пойдём, – заявил Трубачёв. – Это у тебя всегда дела какие-то находятся. Пусть мать сама купает. При чём тут ты?

– Чудак! – усмехнулся Саша. – А кто же ей помогать будет? Одной воды сколько натаскать надо! И вообще… она моет, а я вытираю. Ведь у нас мал мала пять штук… Одна Нютка самостоятельная.

– Фью! – свистнул Васёк. – Так это ты их и до ночи не перемоешь.

– Да пойдём! Скажи матери – может, она завтра их выкупает? – спросил Одинцов.

– Ну ладно! Зайдём ко мне. Вы постоите, а я спрошу, – согласился Саша.

Ребята зашли. Пока Саша бегал спрашиваться, Васёк говорил Одинцову:

– Чудак Сашка: вечно со своими ребятами нянчится!

– Ну, – протянул Одинцов, оглядываясь на Сашину дверь, – ему же нельзя иначе. У них отец целый день на работе, а детей куча.

Саша вышел:

– Ребята, идите! Мне никак нельзя: завтра воскресенье, отец дома, – ему тоже отдохнуть надо.

Источник

Автор Акимова Светлана Александровна

Диагностическая работа в формате ОГЭ — 2015

Вариант 14

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе

(бланк ответов №2). Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1) У Севы болело горло. (2) Он уже три недели не ходил в школу. (3) К нему забегала Лида Зорина. (4) Она присаживалась на кончик стула, раскрывала свою сумку и, пока Малютин списывал с ее дневника заданные уроки, поспешно рассказывала ему все новости: Митя болен, без него скучно, ребята ходили его навещать. (5)Трубачев все еще занимается с Мазиным. (6) Мазин даже немножко похудел от этого. (7) Стенгазету они делают без Мити.

(8) Поболтав, Лида уходила. (9) Сева с завистью смотрел, как мимо его окна пробегают школьники. (10) Он чувствовал себя оторванным от товарищей, от школы. (11) Во время болезни он много читал, пробовал рисовать, но после картины, отданной на выставку, никак не мог придумать чего-нибудь нового и говорил матери:

– (12) Я всегда так… нарисую, отдам… и скучно, скучно мне делается…

– (13) Вот и папа твой, бывало, кончит картину и заскучает. (14) Как будто всего себя вложил в нее и ходит опустошенный. (15) А я, наоборот, сдам свои чертежи – и рада-радешенька! – смеялась мама.

– (16) Потому что ты с готового чертишь, а мы с папой свое придумываем, – серьезно сказал Сева.

– (17) Конечно. (18) Но разве неприятно тебе, что твоя картина всем понравилась? (19) Ведь это, по-моему, самое главное. (20) Разве интересно человеку делать что-нибудь только для себя?

– (21) Ну конечно, я рад, а то все ребята меня таким каким-то считают… – Сева запнулся и с упреком посмотрел на мать, но сдержался и только добавил: (22) Я многого не умею делать…

Читайте также:  Болит горло не могу глотать и говорить что делать

(23) Мать поняла его:

– (24) Сева, я знаю, о чем ты говоришь. (25) Но без этого футбола и всякой чехарды можно обойтись. (26) Они здоровые, крепкие мальчики, а у тебя порок сердца.

– (27) Ну, вот я никуда и не гожусь, мамочка, – грустно усмехнулся Сева.

(28) Мать заволновалась.

– (29)Это совсем не нужно внушать себе. (30) Это пройдет, с годами ты окрепнешь, но рисковать сейчас – просто глупо.

– (31) Ну ладно, ладно, мама! (32) Я ведь так сказал… (33) Просто я боюсь: мне никогда ничего такого не сделать. (34) Вот как наши герои.

– (35) Конечно, не всякий может быть героем. (36) Сева, но я думаю все-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…

(По В. Осеевой)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сева чувствовал себя оторванным от товарищей?»

1) Родители запретили Севе общаться с ребятами, так как считали их недостойными.

2) Сева заболел, ему не хватало общения с товарищами, жизнедеятельности в школе.

3) Сева был болен, и никто из ребят не навещал его.

4) Ребята объявили Севе бойкот, потому что он редко играл с ними.

Ответ: ___________________________

3

Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Как будто всего себя вложил в неё и ходит опустошённый».

1) сравнение

2) метафора

3) эпитет

4) фразеологизм

Ответ: ___________________________

4

Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «неполное действие».

Ответ: ___________________________

5

Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.

Ответ: ___________________________

6

Замените слово поболтав в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7

Замените словосочетание с завистью смотрел(предложение 9), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

Выпишите грамматическую основу предложения 19.

Ответ: ___________________________

9

Среди предложений 8-11найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

10

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Я всегда так… нарисую,1 отдам… и скучно,2 скучно мне делается. Ну ладно,3 ладно,4 мама! Ведь это,5 по-моему,6 самое главное.

Ответ: ___________________________

Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

Ответ: ___________________________

12

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Потому что ты с готового чертишь,1 а мы с папой своё придумываем,2 – серьёзно сказал Сева. Ну конечно,3 я рад,4 а то все ребята меня таким каким-то считают…Он чувствовал себя оторванным от товарищей,5 от школы.

Ответ: ___________________________

13

Среди предложений 1-11 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Среди предложений 31-35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.В. Виноградова: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами — самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная рекомендация каждого человека в его собственной жизни и творческой деятельности». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами В.В. Виноградова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Сева, но я думаю все-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

2

2

3

2

4

присаживалась

5

чувствовал

6

поговорив

7

завистливо смотрел

8

это самое главное

9

8

10

5,6

11

2

12

1,4

13

4

14

33

8

Источник