Доклад почему болят зубы

Доклад почему болят зубы thumbnail
Ученый из Университета Глазго провел серию исследований для выяснения механизмов формирования зубной боли. В ходе исследований было выяснено, что зубная боль через зубной нерв поступает в три отдельные зоны мозга. Одна область мозга реагирует на локализацию боли, другая — отвечает за ее интенсивность, а третья передает импульсы жевательным мышцам. Изучение болевых свойств ученым еще не закончено. Возможно, эти данные помогут найти эффективное средство от зубной боли.
Почему часто болят депульпированные зубы и их приходится удалять?

Очень многие пациенты, которые обращаются за стоматологической помощью, часто жалуются на то, что их беспокоят зубы, из которых ранее удалили пульпу («нерв») .
Более того, некоторым из пациентов предлагают удалить депульпированные зубы, так как вылечить их консервативными методами уже невозможно.

Это кажется парадоксальным, так как пациент не понимает — как может болеть зуб «без нерва» . Однако причина заключается в следующем: при некачественном депульпировании (когда из корневого канала зуба удаляется не вся пульпа, или когда корневой канал запломбирован не полностью) у верхушки корня зуба остаются участки погибшей пульпы, в которой в большом количестве содержатся микробы. Боль в депульпированных зубах возникает при воздействии микробов и продуктов их жизнедеятельности на ткани, окружающие верхушку корня зуба — так называемый периодонт. Отсюда и название воспаления около верхушечных тканей — периодонтит.

При долгом течении периодонтита участки разрушения периодонта и даже костной ткани могут стать столь значительными, что это может повлечь за собой удаление зуба.

Для того чтобы депульпированный зуб служил десятки лет, корневой канал такого зуба должен быть хорошо обработан и дезинфицирован и запломбирован на всем протяжении.

Для такого качественного лечения требуется от 40 до 80 минут на один канал. Прибавьте еще 45 минут на постановку современной гелиоотверждаемой пломбой и вы получите в среднем 1,5 часа на лечение однокорневого зуба, и примерно 2 — 2,5 часа на на лечение трехкорневого зуба. Поэтому если вам депульпируют зуб и ставят на него пломбу за 30 минут, не ждите от вашего стоматолога качественной работы, а, следовательно, и долговременной жизни вашего депульпированного зуба.

Кариес – самое частое заболевание зубов, это разрушение зуба, которое начинается с растворения минеральных веществ, вхо-дящих в состав зуба, и с последующими образованием повреждения на поверхности зуба.
Выход минеральных веществ, образующих эмаль, происходит в дальнейшем под воздействием деятельности микробов.
Метаболизируя углеводы, бактерии выделяют органические кислоты, которые приводят к возникновению кислой среды во рту. Все это способствует разрушению кристаллов гидроксиапатита, входящего в состав эмали.
После этого микробы проникают в нижележащие слои и начинают разрушать их. При среднем кариесе разрушается эмаль и, частично, дентин .В результате развивается воспаление пульпы — пульпит.
При пульпите возникают сильные боли, особенно при приёме холодной и горячей пищи и в вечерне — ночное время. Если пульпит не лечить и перетерпеть боль, принимая обезболивающие препараты, пульпа погибает и инфекция распространяется за пределы зуба — в ткани периодонта .

Развивается периодонтит — воспаление тканей, окружающих зуб.
При периодонтите возникает боль при надкусывании на зуб, а также самопроизвольные ноющие боли без видимых причин. Периодонтит — основная причина удаления зубов.
Именно осложненная форма периодонта – периостит является причиной того, что на жаргоне называют «флюс» . Также грозным осложнением периодонтита может стать остеомиелит.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

городского округа Саранск

Школьный конкурс проектов и

 учебно-исследовательских работ

«Ярмарка идей»

Учебно-исследовательская работа

                                          Автор работы: ученица 2 класса А

                                                                  МОУ «Средняя школа № 27»

                                                                    Тимонькина Арина

                                                    Руководитель: учитель начальных классов

                                                                                    Терлецкая Н.В.

 2013 год

Содержание

Введение    

I. Теоретическая часть.

       I. 1.  Строение зуба  

       I. 2.  Рост зубов

       I. 3.  Что такое кариес?  

       I. 4.  Как образуются «дырки» в зубах и как их можно предотвратить

                  I. 5.   Как надо чистить зубы

II. Практическая часть

       II. 1. Исследование

       II. 2. Результаты исследования

       II. 3. Вывод

Заключение      

Литература  

             Приложение  

Введение

Мне мама с раннего детства говорит, что нужно чистить зубы. Если я этого не буду делать, зубы будут болеть. Так ли это? Я решила выяснить.

Тема моего исследования «Почему болят зубы?»

Цель исследования: выяснить, зависит ли здоровье зубов от тщательного и правильного ухода.

Задачи:

1. Узнать в научно-познавательной литературе,  как устроен зуб.

2. Выяснить, что такое кариес.

3. Выяснить у специалиста, как надо правильно ухаживать за зубами.

4. Определить, зависит ли здоровье зубов от правильного ухода

Гипотеза:

Я предположила, что здоровье зубов напрямую зависит от того,  насколько правильно и тщательно мы будем ухаживать за зубами.

Читайте также:  Выдернула зуб болит голова

Методы исследования

анализ литературы

поиск информации в сети Интернет

анкетирование и опрос

консультации специалиста

       I. Теоретическая часть

       I. 1.  Строение зуба

Посмотрев разные энциклопедии, я узнала, что у взрослого человека 32 зуба. Зубы отличаются друг от друга. Резцы разрезают пищу. Клыки разрывают кусочки еды. Коренные зубы помогают пережёвывать пищу.

Зуб состоит из коронки и корня. Коронка – белая часть зуба, которая видна во рту. Остальная часть зуба спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Вот как выглядит зуб изнутри.

Снаружи  коронка  зуба  покрыта  белой и очень твёрдой  эмалью.    Внутри  зуба  имеется  полость,  в  которой находятся кровеносные сосуды и нервы (пульпа). Через кровеносные сосуды питательные вещества поступают в зуб.  Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод

       I. 2.  Рост зубов

Когда ребёнок рождается, у него в десне уже есть зубы. В возрасте 6-7 месяцев начинают прорезаться молочные зубы. Их называют временными. Молочных зубов 20. В 6-7 лет молочные зубы начинают заменяться  постоянными. Взрослый человек имеет 32 постоянных зуба. Эти зубы должны служить ему в течении всей его жизни.

       I. 3.  Что такое кариес?

Главный враг зубов – кариес. Кариес – это болезнь зуба, при которой разрушаются ткани зуба и образуется полость («дырка»). Больной зуб начинает давать знать о себе болями в ответ на принятие холодной и горячей пищи, сладких, соленых и кислых блюд.  

       I. 4.  Как образуются дырки в зубах и  как их можно предотвратить

Я обратилась за помощью к специалистам, врачам-стоматологам,   городской стоматологической поликлиники №1.

Вот,  что  я  узнала:  «Зубной налёт – это мягкий липкий слой, который постоянно образуется на зубах. Зуб становится жёлтым и шершавым. Зубной налёт содержит миллиарды бактерий и является причиной кариеса. Бактерии превращают сахар пищи в кислоту. А кислота разрушает ткани зуба. Чтобы сохранить зубы здоровыми, их надо чистить»

Вот что происходит, если ты не чистишь зубы.

Стоматологи советуют:

  1. Чистить зубы 2 раза в день, утром, после завтрака и вечером перед сном
  2. Продолжительность процедуры 3 минуты
  3. Содержать зубную щётку в чистоте. Менять  каждые 3 месяца.

       I. 5.  Как надо чистить зубы

II. Практическая часть

II. 1. Исследование

Мне стало интересно,  и я решила выяснить, ухаживают ли за зубами мои одноклассники, и в каком состоянии находятся их зубы.

Я попросила их ответить на несколько вопросов:

  1. Чистите ли вы зубы?      
  2. Сколько раз в день вы чистите зубы?
  3. Часто ли у вас болят зубы?  
  4. Есть ли у вас зуб, который уже лечил доктор?

II. 2. Результаты исследования

. В результате я выяснила: во 2а классе есть дети, у которых все зубы здоровы, но их только 44%. Есть дети, которые  уже обращались к стоматологу и лечили зубы. Их уже 56%.

На вопрос «Чистите ли вы зубы?» «нет» не ответил никто. И это радует.  Но 5 человек, а это почти 19%,  сознались, что чистят зубы только иногда. К тому же  большая часть детей (63%) чистят зубы только 1 раз  в день.

Картина вырисовывалась удручающая.

Результаты исследования я занесла в таблицу.

Класс

Вопросы

Кол-во детей

Проценты

Все зубы здоровы

12 чел.

44%

Лечили зубы

15 чел.

56%

Чистят зубы

27 чел.

100%

Чистят зубы только иногда

5 чел.

19%

Чистят зубы 1 раз в день

17 чел.

63 %

Чистят зубы 2 раза в день

10 чел.

37%

С помощью анкетирования я смогла выяснить состояние зубов  у  детей нашего класса. Я решила продолжить  исследование и задала эти же вопросы детям других классов.

Для исследования мною были взяты 2б, 2в и 2г классы.

Результаты я опять занесла в таблицы.

Всего человек

Чистят зубы 2 раза в день

Чистят зубы 1 раз в день

Не чистят совсем

27ч.

10ч.

37%

17ч.

63%

0ч.

0%

22 ч.

7ч.

32%

14ч.

64%

1ч.

4%

17 ч.

4ч.

23%

11ч.

65%

12%

27ч.

11ч.

41%

16ч.

59%

0ч.

0%

Всего человек

Все зубы здоровы

Лечили зубы

27ч.

12ч.

44%

15ч.

56%

23 ч.

10 ч.

43%

13ч.

57%

17 ч.

5ч.

29%

12ч.

71%

27ч.

13ч.

48%

14ч.

52%

2 класс А

2 класс Б

2 класс В

2 класс Г

Сопоставив результаты, я выяснила, что здоровье зубов напрямую зависит от правильного ухода. В каждом классе отчётливо видна закономерность: чем больше в классе человек, которые правильно ухаживают за зубами, тем больше здоровых детей

Очень отчётливо эта закономерность прослеживается на гистограмме

II. 3. Вывод

Я выяснила, что у детей, которые  чистят регулярно зубы и правильно  за ними ухаживают, редко болят зубы или совсем не болят.

Значит, зубы надо чистить 2 раза в день и кроме этого полоскать рот после каждого приёма пищи.

Заключение.

Выполняя эту работу, я узнала много нового для себя: как устроен зуб, отчего болит, как правильно ухаживать за зубами

Моё предположение, что здоровье зубов напрямую зависит от того,  насколько тщательно мы будем ухаживать за зубами, подтвердилось.

Со своими одноклассниками я провела беседу о том, как надо  правильно ухаживать за зубами и рассказала о последствиях неправильного ухода. И предлагаю подобные беседы провести во всех классах начальной школы. Я с удовольствием поделюсь своими знаниями, полученными в результате исследования.

Литература:

1.Большая книга «Почему», М., «РОСМЭН»,2009

2. Зайцев Г.  К.  ,  Зайцев А.  Г.    «Твоё  здоровье.  Укрепление  здоровья»,  С-

Петербург, «Детство-пресс», 2006

3.  «Обо  всём  на  свете»,  иллюстрированная  энциклопедия  знаний,  М.,

Астрель, 2009

4.  Сладович А.  ,  Дитта Э.  «Тело  человека»  (занимательный  атлас),  изд.

Читайте также:  Болит зуб ниче не помогает

Атлас, 2007

Источники:

1. Из  беседы  с  врачом-стоматологом  поликлиники №     Тимонькиной Ольгой Александровной

2. Интернет сайты

Приложение №1

Анкета

« Как вы ухаживаете за зубами»

1

Чистите ли вы зубы?      

нет

да

очень часто

только иногда

2

Сколько раз в день вы чистите зубы?

не чищу совсем

1 раз

в день

2 раза

в день

только иногда

3

Часто ли у вас болят зубы?  

нет

да

да, часто

только иногда

4

Есть ли у тебя зуб, который уже лечил доктор?

нет

да

несколько

таких

зубов

зуб болит, но я его ещё не лечил

Приложение №2

Советы стоматолога

        В настоящее время точно установлено, что тщательное удаление зубного налёта играет решающую роль в сохранении здоровья зубов и дёсен.

Как правильно ухаживать за полостью рта

        А как вы ухаживаете за полостью рта? Каждый раз всего лишь минуту бесцельно «возите» щёткой по зубам или же, следуя правилам, тщательно их очищаете, не оставляя микробам ни единого шанса?

      Прочтите наши советы для суперчистоты и здоровья всей полости рта!

      Необходимо как минимум каждые полгода проходить осмотр у стоматолога и обязательно:

Чистить зубы 2 раза в день, утром, после завтрака и вечером перед сном

Продолжительность процедуры 3 минуты

Соблюдать правильную технику чистки зубов

Содержать зубную щётку в чистоте. Менять  каждые 3 месяца

Приложение №3

Фото в кабинете врача

Источник

Министерство образования Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Медицинский Институт

Кафедра Терапии

Реферат

на тему:

«Зубная боль»

Пенза

2008

План

Введение

1.     Кариес

2.     Пульпит

3.     Периодонтит

4.     Периостит

5.     Перикоронарит

6.     Остеомиелит

7.     Пародонтит (Пародонтоз)

8.     Гиперестезия твердых тканей зуба

Литература

Введение

Зубная боль возникает в результате химического, механического, термического воздействия на нервный аппарат зубочелюстной системы. Боль возникает вследствие поражения твердых тканей зуба, околозубных тканей, при воспалительных заболеваниях надкостницы, челюстей или мягких тканей, окружающих челюсть, а также при невралгиях второй и третьей ветвей тройничного нерва. Нередко зубная боль возникает вследствие рефлекторного воздействия на нервный зубочелюстной аппарат при заболевании внутренних органов, гипертоническом кризе, патологическом прикусе и т.д. Чаще всего зубная боль бывает при кариесе, его осложнениях (пульпит, периодонтит) и пародонтите.

1. Кариес

КАРИЕС в стадии мелового пятна болезненных ощущений практически не вызывает.

При поверхностном кариесе отмечается незначительная болезненность от воздействия раздражителей химической или температурной природы, а также при обследовании кариозной полости инструментом. Кариес средней глубины характеризуется более интенсивной болезненностью от воздействия раздражителей. Боль становится сильной при глубоком кариесе.

Характерно, что боль длится только во время действия раздражающего агента и тотчас же исчезает по мере его устранения.

2. Пульпит

Возникает как осложнение глубокого кариеса, при травме зуба (отлом коронки, случайное вскрытие рога пульпы или лечения кариеса), чрезмерного по силе воздействия на зуб термических или химических агентов.

Характерные признаки пульпита – острая, самопроизвольная, приступообразная боль в зубе, усиливающаяся ночью или в виде приступа под воздействием приема горячего или холодного, кислого, соленого, а также от механической обработки дна кариозной полости, при перкуссии.

Иногда боль бывает разлитой, может иррадировать в околоушную или височную область по ходу разветвления тройничного нерва. При осмотре в зубе обнаруживается кариозная полость.

3. Периодонтит

ПЕРИОДОНТИТ – воспаление периодонта – ткани, окружающей корень зуба.

Возникает в результате распространения воспалительного процесса за верхушку зуба, при травме и под воздействием токсических агентов.

Наиболее характерна для острого (серозного или гнойного) периодонтита постоянная боль в зубе, усиливающаяся при перкуссии или надавливании на него. Возникает ощущение, что зуб стал как бы длиннее других. Появляются головная боль, недомогание, гиперемия и отечность слизистой оболочки вокруг зуба. В зубе может быть кариозная полость или он находится под пломбой (коронкой). Нередко определяются подвижность зуба, болезненность слизистой оболочки в проекции верхушки зуба. Регионарные лимфатические узлы могут быть увеличенными и болезненными. При хроническом периодонтите боль менее интенсивна. Боль, возникшая вследствие поражения твердых тканей зуба, его сосудисто-нервного аппарата или околозубных тканей, бывает локальной и возникает, как правило, от механических или термических раздражителей. Боль невралгическая более интенсивна, распространяется по ходу второй или третьей ветви тройничного нерва в соответствующей половине лица, отмечается болезненность в точках выхода нерва из отверстия черепа.

4. Периостит

ПЕРИОСТИТ – воспаление надкостницы челюсти. Возникает под воздействием острой или хронической одонтогенной инфекции, специфических воспалительных процессов (сифилис, антиномикоз, туберкулез) или травмы. Воспалительный процесс из первичного очага в периодонте распространяется через костную ткань под надкостницу, где скапливается гной.

Появление воспалительного инфильтрата в мягких тканях околочелюстной области сопровождается временным прекращением или стиханием боли в зоне «причинного» зуба. Вскоре боль вновь появляется, но ее характер меняется: она становится ноющей и распространяется на всю челюсть. Переходная складка сглажена, гиперемирована, резко болезненна при пальпации; иногда определяется флюктуация. В зависимости от локализации периостита на лице появляется отечность различных анатомических областей. Если периостит расположен в области нижних моляров, то открывание рта может быть ограниченным в результате рефлекторно-токсического воздействия на жевательные мышцы. Появление гиперемии кожи свидетельствует о вовлечении в воспалительный процесс клеточных пространств лица или шеи.

5. Перикоронарит

ПЕРИКОРОНАРИТ – воспалительный процесс ретромолярной области. Возникает в результате присоединения инфекции при затрудненном прорезывании нижних зубов «мудрости».

Перикоронарит клинически появляется постепенно нарастающей болью в области 3‑го моляра; боль иррадиирует в височную область или ухо, появляется при глотании, открывание рта болезненное и ограниченное.

В области слизистой оболочки за зубом появляется гиперемия. Из-под слизистой оболочки, частично или полностью закрывающей коронку зуба («капюшона»), выделяется гной.

6. Остеомиелит

ОСТЕОМИЕЛИТ – инфекционный гнойно-некротический процесс в челюстной кости. Различают остеомиелит челюстей ограниченный и диффузный, острый и хронический, гематогенный, травматический.

Острый ограниченный остеомиелит клинически проявляется наличием инфильтрата на слизистой оболочке альвеолярного отростка на уровне «причинного» зуба, резко болезненного при пальпации; неинтенсивной ноющей болью, усиливающейся при надавливании на зуб при перкуссии зуба, субфебрильной температурой тела, быстрым вовлечением в процесс регионарных лимфатических узлов.

Читайте также:  что делать когда болит зуб а лекарств нету

Острый диффузный остеомиелит отличается бурным началом с быстрым подъемом температуры тела до 39–40 ˚С ознобом, мучительной болью, иррадиирующей по ходу разветвления тройничного нерва. Инфильтрат достигает значительных размеров. Переходная складка на уровне «причинного зуба» отечна и гиперемирована; может определяться подвижность нескольких зубов. При локализации инфильтрата в области прикрепления жевательных мышц может быть рефлекторное сведение челюстей. Регионарные лимфатические узлы увеличены и резко болезненны. Изо рта зловонный запах. Распространение воспалительного процесса в околочелюстные ткани может привести к образованию ограниченных гнойников (абсцессов) или разлитому гнойному расплавлению клетчатки (флегмоны). Диффузный остеомиелит верхней челюсти протекает значительно легче, чем остеомиелит нижней челюсти, что объясняется особенностями строения костной структуры (тонкие компактные пластинки).

Хронический одонтогенный остеомиелит возникает после острого остеомиелита спустя 1–11/2 месяцев. Течение характеризуется длительным сохранением свищей со скудным гнойным отделяемым, содержащим иноща различных размеров секвестры. Воспалительный процесс под влиянием определенных факторов (переохлаждение, переутомление, длительное голодание, состояние после перенесенных тяжелых заболеваний или травм, авитаминоз и т.д.) периодически приобретает острое течение с клинической картиной, характерной для острого диффузного остеомиелита.

У детей остеомиелит отличается значительными гиперпластическими изменениями в виде утолщения кости; перенесенный в детстве хронический остеомиелит может привести к задержке роста отдельных участков или всей челюсти.

7. Пародонтит (пародонтоз)

ПАРОДОНТИТ (ПАРОДОНТОЗ) – хроническое деструктивное заболевание пародонта и костной ткани альвеолярного отростка челюсти. Заболевание характерно для пожилого возраста, однако встречаются различные его проявления в молодом и даже детском возрасте. Больные обращаются за медицинской помощью в связи с болью в зубах, их подвижностью, кровоточивостью десен или гноетечением из зубодесневых карманов. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, данных объективного обследования.

8. Гиперестезия твердых тканей зуба

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ (повышенная чувствительность) ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА возникает при обнажении шеек зубов (парозонтит), повышенной стираемости эмали, клиновидных дефектах, повреждении эмали от одномоментной или длительной травмы и др. Клинически гиперестезия проявляется болью в зубах, возникающей от химических или температурных раздражителей.

Неотложная помощь. Зубная боль при кариесе снимается устранением травмирующего агента, очисткой кариозной полости от инородного тела, остатков пищи, а также приемом внутрь анальгетиков (0,5 г анальгина или амидопирина).

При зубной боли, вызванной пульпитом, необходимо осторожно очистить кариозную подсеть от остатков пищи, обработать ее спиртом, а затем на дно полости поместить ватный шарик, смоченный камфорофенолом или каплями

«Дента». Полость зуба закрывают дентином или гипсом, размешанными на воде, или ватным шариком, смоченным коллодием. Внутрь назначают анальгетики в обычной дозе. Если пульпит развился в запломбированном зубе или под коронкой, то боль можно снять введением 3–5 мл 2% раствора новокаина в переходную складку на уровне больного зуба, внутрь назначают анальгетики (1 г анальгина или амидопирина).

При периодонтите для снятия боли применяют инфильтрационную анестезию 2% раствором новокаина (2–3 мл) в область переходной складки на уровне больного зуба. Кариозную полость, если зуб не под пломбой или коронкой, очищают от остатков пищи и размягченного дентина. Назначают сульфадимезин 0,5 г 4–6 раз в день, сульфадиметоксин 1–2 г. в первый день, затем 0,5–1 г., анальгина 0,5 г 2–3 раза в день, частые полоскания полости рта теплым раствором антисептиков (раствор фурацилина 1:5000).

При периоститах показано раннее удаление «причинного» зуба с одномоментным вскрытием гнойника. Назначают частые полоскания полости рта теплым раствором фурацилина (1:5000), перманганата калия (1:3000) или 3% раствора перекиси водорода; хороший терапевтический эффект оказывает полоскание раствором хлоргексидина биглюконата. Внутрь назначается прием сульфаниламидов (сульфадимезин по 0,5 г 4–5 раз в день) и анальгетиков (0,5 г анальгина или амидопирина 2–3 раза в день). Ухудшение общего состояния (повышение температуры тела, головная боль, недомогание и т.п.) является показанием к лечению больного в стоматологическом стационаре.

При перикоронарите рассекают или частично иссекают «капюшон» под инфильтрационной анестезией 2% раствором новокаина (2–3 мл). промывают подслизистое пространство теплым раствором фурацилина (1:5000) или 3% раствором перекиси водорода. Для оттока гнойного содержимого вводят полоску из перчаточной резины под слизистую оболочку. Положение зуба «мудрости» по отношению к зубу 7 решает вопрос о необходимости его удаления.

Прямым показанием к этому является его косое или поперечное расположение. Удаление зуба производится стоматологом поликлиники, а при тяжелом общем состоянии – в условиях стоматологического стационара.

При остром очаговом или диффузном остеомиелите неотложная помощь заключается в удалении «причинного» зуба (зубов), вскрытие гнойников, компактостеотомии и противовоспалительной, десенсибилизирующей и общеукрепляющей терапии. При хроническом остеомиелите необходимы комплексные лечебные мероприятия, направленные на ускорение формирования секвестров с последующим их удалением, создание покоя пораженному органу (иммобилизация челюстей), ликвидацию воспалительных явлений и применение средств, повышающих иммунозащитные силы организма. Указанный комплекс лечения проводится, как правило, в условиях стационара. В порядке неотложной помощи на догоспитальном этапе необходимо провести обезболивание (внутрь анальгина по 0,5 г 2–3 раза в день; 2–3 мл 2% раствора новокаина в переходную складку в зоне воспалительного очага), назначить внутрь сульфадимезин по 0,5 г 4–5 раз в день, наложить подбородочную плащу или повязку.

Боль, возникающая при пародонтите, устраняется приемом 0,5 г анальгина или 0,5 г амидопирина, назначают полоскания раствором фурацилина (1:5000) или перманганата калия (1:3000). Десневые карманы оорабатывают раствором перекиси водорода. Больного следует направить к стоматологу поликлиники для проведения комплексной терапии заболевания.

При гиперестезии твердых тканей зуба боли снимают устранением травмирующего агента, аппликационной анестезией 1–2% раствором новокаина или 3% раствором дикаина. Внутрь можно назначить 0,5 г анальгина.

Литература

1. «Неотложная медицинская помощь», под ред. Дж.Э. Тинтиналли, Р.Л. Кроума, Э. Руиза, Перевод с английского д.м.н. В.И. Кандрора, д.м.н. М.В. Неверовой, д.м.н. А.В. Сучкова, к.м.н. А.В. Низового, Ю.Л. Амченкова; под ред. д.м.н. В.Т. Ивашкина, д.м.н. П.Г. Брюсова; Москва «Медицина» 2001

2. Елисеев О.М. (составитель) Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи, «Лейла», СПБ, 1996 год

Источник