Сколько болят зубы после шинирования

Сколько болят зубы после шинирования thumbnail

Содержание статьи

Шинирование(не путать с шунтированием) в стоматологии — метод лечения и восстановления функций ряда зубов при патологическом пошатывании, подвижности зубного ряда или отдельных зубов. Эффективный метод лечения в период заболеваний пародонта. Благодаря шинированию сохраняются подвижные зубы и вероятность их удаления сводится к нулю.

При использовании этого метода зубы перестают расшатываться, вследствие чего заболевание больше не прогрессирует. Так же, шины применяют для избежания обострения имеющейся болезни. Конструкция распределяет жевательную нагрузку на все зубы в равномерном давлении, что довольно положительно сказывается на укреплении связочного аппарата.

Пациентам, которым не дает покоя пародонтоз или в результате каких-либо травм начали расшатываться зубы, применение шинирования оградит от выпадения зубов, при этом сохранит жевательную функцию и эстетически привлекательный внешний вид. Чаще шинируют ряды передних зубов, которые видны при улыбке, на верхней и нижней челюсти.

Шинирование зубов

Показания к шинированию зубов

  • При наличии пародонтита и пародонтоза процедуру рекомендуют, чтобы приостановить атрофию костной ткани вокруг зубов и предотвратить их выпадение. Подвижность зубов приводит к тому, что интенсивность повреждений костной ткани многократно увеличивается. Зубы начинают расшатываться и менять свое положение (имеют веерообразный вид или наклоняются в разные стороны). Для укрепления зубов и предупреждения их дальнейшего расшатывания, применяется шинирование.
  • При механических травмах.
  • При возможных заболеваниях ткани, вокруг зубов, сопровождающиеся кровотечением десен.

Виды шинирования

  • Временное шинирование зубов – шины устанавливают на краткий период – 1-3 месяца. Данный прием используют на начальных этапах лечения, это актуально в первой и третьей фазах заболеваний периодонта. Цель процедуры для первой фазы — стабилизация зубов для возможности проведения хирургической операции или удаления зубных отложений. В окончательной (восстановительной) фазе происходит нормализация функциональной нагрузки на периодонт, создаются условия для восстановления его тканей. Такая процедура не несет негативного влияния на мягкие ткани ротовой полости, а также отличается стремительной модификацией, в зависимости от того, как протекает лечебный процесс.
  • Долговременное шинирование — шины устанавливаются на срок до 1 года. Лечение будет назначаться на основе индивидуальных особенностей. Этот метод особо популярен при заболеваниях пародонта. Шины прочно закрепляются на поверхности зубов, благодаря чему их подвижность в этом случае исключена. Помимо этого, установленная конструкция не должна препятствовать приему пищи, гарантировать исключение травм, и смотреться максимально эстетично, то есть, не влиять на внешний вид пациента.
  • Постоянный вид шинирования – установка шин на срок более 1 года, не оказывает негативного воздействия на десна, помогает добиться более стойкого эффекта. Надежно фиксирует зубы во всех трех направлениях окклюзионных функциональных сил – мезиодистальном, трансверзальном и вертикальном.

Шинирование спереди

Методы шинирования зубов

  • Стекловолокно — по сравнению с коронками и протезами применяется стоматологами относительно недавно. Его выделяют как основной современный вид шинирования зубов. Методика применения для верхнего и нижнего рядов имеет отличия. При лечении нижнего ряда на внутренней поверхности создается борозда глубиной до 2 см, в которую вживляют ленту из стекловолокна. Завершает процедуру залив композитной смеси. Шинирование верхнего ряда разнится тем, что операция производится на внешней стороне зубов. После чего идет пломбирование борозды. При проведении шинирования боковых зубов для создания борозды используют жевательную поверхность. Стекловолокно засвечивают с помощью устройства, после чего его консистенция становится очень прочной. Зубы, прочно соединяющиеся друг с другом, надежно фиксируются и получают равномерную нагрузку даже в случае участия в прикусе только одного из них. В результате ряд зубов становится единым целым. Зубы сцепляются и становятся неподвижными. Стекловолоконная балка перераспределяет нагрузку при жевании на все сцепленные зубы равномерно. При надкусывании, зубы вместе с неподвижностью теряют контакт между собой, при пародонтозе это очень важно.
  • Вантовая технология — очень схожа со стекловолоконным методом. При вантовом шинировании фиксация зубов происходит с помощью арамидной нити, прочность которой выше рояльной стали в восемь раз. Арамидные волокна внедряют горизонтально, относительно расшатанных зубов, в созданные стоматологом борозды. Этот метод считают естественным и физиологичным. Он влияет на улучшение состояния зубного ряда и цвета зубов. Обеспечивается надежная фиксация зубного ряда, предотвращается расшатывание, а это способствует сохранению зубов на период длительного времени, необходимость обтачивания под коронки отпадает, скрываются дефекты, зубы имеют аккуратный, презентабельный вид. Арамидное волокно не вступает в химическую реакцию с пищевыми продуктами и слюной. Благодаря последнему – вантовый метод занимает первое место, как наиболее физиологически совместимый и эффективный.
  • Коронки — дают гарантию надежности, но для их установки депульпируют и обтачивают зубы, так что на начальной стадии пародонтита их применение не рекомендуется. В качестве материала служат металл или керамика.
  • Бюгельные протезы — при проведении процедуры устанавливается тонкая дуга, которая охватывает все шатающиеся зубы, заполняя пробелы в зубном ряду искусственными зубами. Зубы зафиксированы. Жевательная нагрузка распределяется по всей железной пластине.

Шинирование стекловолокном

Преимущества шинирования

  • Вероятность расшатывания и выпадения зубов снижается, рационально перераспределяется жевательное давления, при этом пораженные ткани быстрее заживают, зубной ряд становится симметричным.
  • Шины не становятся преградой для проведения каких-либо терапевтических и гигиенических процедур, не травмируют десна и слизистую оболочку, не препятствуют ежедневному уходу за ротовой полостью, не нарушают красоту улыбки, не влияют на речь, не усложняют прием пищи, могут стать надежной опорой для протеза.
  • Отсутствует потребность в разрушении зубной структуры и устранении здоровых тканей, процедура имеет вполне приемлемую цену. При хорошем уходе шина прослужит много лет, а при необходимости она легко удаляется.

Для справки: Большое количество клиентов стоматологических клиник положительно отзываются о шинировании, как о процедуре, которая способствует скреплению подвижных зубов и улучшает общее состояние пародонта. Не так важно, при пародонтите или после снятия брекетов проводится данная процедура, с использованием стекловолокна или вантовой методики – отзывы в целом имеют положительный характер.

Возможные последствия шинирования и способы их устранения

Помимо того, что шина уменьшает подвижность зубов в разных направлениях, она должна быть прочно закрепленной, не вредить близлежащим тканям, не мешать гигиене ротовой полости и различным стоматологическим процессам. Также очень важно, чтобы шина имела эстетичный вид и минимизировала дискомфорт (отсутствовало сжатие) во время общения и приема пищи.

Читайте также:  Зуб немного болит кариеса нет

Причиной обострения симптомов заболеваний может стать ошибка врача: раздражение слизистой, непереносимость определенных материалов шины. Пульпит (заболевание, которое сопровождается воспалением тканей) возникает в случае, если стоматолог неправильно сделал бороздку (близко к пульпе) или же вскрыл пульповую камеру. Перелом шины, который происходит в результате ее деформации при полимеризации, перегреве материала во время изготовления.

После шинирования болят зубы

Если края конструкции плохо отполированы, под шину попадает слюна и микробы, которые способствуют развитию кариеса. Повышенная чувствительность зубов может возникнуть после профессиональная чистки, которая была проведена за день до установки шин. Все это может стать основными причинами болей в зубах.

Очень важно вовремя обратиться к врачу, чтобы предотвратить возникшую проблему и сохранить в целости ткани зуба.

ВАЖНО! Шинирование стекловолокном является временной процедурой. Если само шинирование сделано по всем правилам и сам пациент соблюдает гигиену и другие рекомендации, то срок службы такой стекловолоконной шины будет долгим. Лишь раз в год важно показываться врачу, чтобы отполировать ее. Но если передние зубы зашинированы, а у пациента нет «задних» жевательных зубов, то очень высокий риск поломки шины в самое ближайшее время из-за перегрузки. Перед шинированием стекловолокном важный уклон делается на протезировании отсутствующих зубов, по причине нормализации прикуса.

Становиться ясно, что успех в процессе шинирования и дальнейших действий лежит не только на враче, но и на пациенте. При выполнении всех рекомендаций врача, есть шанс, что шины прослужат долго и надежно и будет устранена вероятность неприятных последствий.

Источник

Шинирование(не путать с шунтированием) в стоматологии — метод лечения и восстановления функций ряда зубов при патологическом пошатывании, подвижности зубного ряда или отдельных зубов. Эффективный метод лечения в период заболеваний пародонта. Благодаря шинированию сохраняются подвижные зубы и вероятность их удаления сводится к нулю.

При использовании этого метода зубы перестают расшатываться, вследствие чего заболевание больше не прогрессирует. Так же, шины применяют для избежания обострения имеющейся болезни. Конструкция распределяет жевательную нагрузку на все зубы в равномерном давлении, что довольно положительно сказывается на укреплении связочного аппарата.

Пациентам, которым не дает покоя пародонтоз или в результате каких-либо травм начали расшатываться зубы, применение шинирования оградит от выпадения зубов, при этом сохранит жевательную функцию и эстетически привлекательный внешний вид. Чаще шинируют ряды передних зубов, которые видны при улыбке, на верхней и нижней челюсти.

Шинирование зубов

Показания к шинированию зубов

  • При наличии пародонтита и пародонтоза процедуру рекомендуют, чтобы приостановить атрофию костной ткани вокруг зубов и предотвратить их выпадение. Подвижность зубов приводит к тому, что интенсивность повреждений костной ткани многократно увеличивается. Зубы начинают расшатываться и менять свое положение (имеют веерообразный вид или наклоняются в разные стороны). Для укрепления зубов и предупреждения их дальнейшего расшатывания, применяется шинирование.
  • При механических травмах.
  • При возможных заболеваниях ткани, вокруг зубов, сопровождающиеся кровотечением десен.

Виды шинирования

  • Временное шинирование зубов – шины устанавливают на краткий период – 1-3 месяца. Данный прием используют на начальных этапах лечения, это актуально в первой и третьей фазах заболеваний периодонта. Цель процедуры для первой фазы — стабилизация зубов для возможности проведения хирургической операции или удаления зубных отложений. В окончательной (восстановительной) фазе происходит нормализация функциональной нагрузки на периодонт, создаются условия для восстановления его тканей. Такая процедура не несет негативного влияния на мягкие ткани ротовой полости, а также отличается стремительной модификацией, в зависимости от того, как протекает лечебный процесс.
  • Долговременное шинирование — шины устанавливаются на срок до 1 года. Лечение будет назначаться на основе индивидуальных особенностей. Этот метод особо популярен при заболеваниях пародонта. Шины прочно закрепляются на поверхности зубов, благодаря чему их подвижность в этом случае исключена. Помимо этого, установленная конструкция не должна препятствовать приему пищи, гарантировать исключение травм, и смотреться максимально эстетично, то есть, не влиять на внешний вид пациента.
  • Постоянный вид шинирования – установка шин на срок более 1 года, не оказывает негативного воздействия на десна, помогает добиться более стойкого эффекта. Надежно фиксирует зубы во всех трех направлениях окклюзионных функциональных сил – мезиодистальном, трансверзальном и вертикальном.

Шинирование спереди

Методы шинирования зубов

  • Стекловолокно — по сравнению с коронками и протезами применяется стоматологами относительно недавно. Его выделяют как основной современный вид шинирования зубов. Методика применения для верхнего и нижнего рядов имеет отличия. При лечении нижнего ряда на внутренней поверхности создается борозда глубиной до 2 см, в которую вживляют ленту из стекловолокна. Завершает процедуру залив композитной смеси. Шинирование верхнего ряда разнится тем, что операция производится на внешней стороне зубов. После чего идет пломбирование борозды. При проведении шинирования боковых зубов для создания борозды используют жевательную поверхность. Стекловолокно засвечивают с помощью устройства, после чего его консистенция становится очень прочной. Зубы, прочно соединяющиеся друг с другом, надежно фиксируются и получают равномерную нагрузку даже в случае участия в прикусе только одного из них. В результате ряд зубов становится единым целым. Зубы сцепляются и становятся неподвижными. Стекловолоконная балка перераспределяет нагрузку при жевании на все сцепленные зубы равномерно. При надкусывании, зубы вместе с неподвижностью теряют контакт между собой, при пародонтозе это очень важно.
  • Вантовая технология — очень схожа со стекловолоконным методом. При вантовом шинировании фиксация зубов происходит с помощью арамидной нити, прочность которой выше рояльной стали в восемь раз. Арамидные волокна внедряют горизонтально, относительно расшатанных зубов, в созданные стоматологом борозды. Этот метод считают естественным и физиологичным. Он влияет на улучшение состояния зубного ряда и цвета зубов. Обеспечивается надежная фиксация зубного ряда, предотвращается расшатывание, а это способствует сохранению зубов на период длительного времени, необходимость обтачивания под коронки отпадает, скрываются дефекты, зубы имеют аккуратный, презентабельный вид. Арамидное волокно не вступает в химическую реакцию с пищевыми продуктами и слюной. Благодаря последнему – вантовый метод занимает первое место, как наиболее физиологически совместимый и эффективный.
  • Коронки — дают гарантию надежности, но для их установки депульпируют и обтачивают зубы, так что на начальной стадии пародонтита их применение не рекомендуется. В качестве материала служат металл или керамика.
  • Бюгельные протезы — при проведении процедуры устанавливается тонкая дуга, которая охватывает все шатающиеся зубы, заполняя пробелы в зубном ряду искусственными зубами. Зубы зафиксированы. Жевательная нагрузка распределяется по всей железной пластине.
Читайте также:  второй день болит зуб под пломбой

Шинирование стекловолокном

Преимущества шинирования

  • Вероятность расшатывания и выпадения зубов снижается, рационально перераспределяется жевательное давления, при этом пораженные ткани быстрее заживают, зубной ряд становится симметричным.
  • Шины не становятся преградой для проведения каких-либо терапевтических и гигиенических процедур, не травмируют десна и слизистую оболочку, не препятствуют ежедневному уходу за ротовой полостью, не нарушают красоту улыбки, не влияют на речь, не усложняют прием пищи, могут стать надежной опорой для протеза.
  • Отсутствует потребность в разрушении зубной структуры и устранении здоровых тканей, процедура имеет вполне приемлемую цену. При хорошем уходе шина прослужит много лет, а при необходимости она легко удаляется.

Для справки: Большое количество клиентов стоматологических клиник положительно отзываются о шинировании, как о процедуре, которая способствует скреплению подвижных зубов и улучшает общее состояние пародонта. Не так важно, при пародонтите или после снятия брекетов проводится данная процедура, с использованием стекловолокна или вантовой методики – отзывы в целом имеют положительный характер.

Возможные последствия шинирования и способы их устранения

Помимо того, что шина уменьшает подвижность зубов в разных направлениях, она должна быть прочно закрепленной, не вредить близлежащим тканям, не мешать гигиене ротовой полости и различным стоматологическим процессам. Также очень важно, чтобы шина имела эстетичный вид и минимизировала дискомфорт (отсутствовало сжатие) во время общения и приема пищи.

Причиной обострения симптомов заболеваний может стать ошибка врача: раздражение слизистой, непереносимость определенных материалов шины. Пульпит (заболевание, которое сопровождается воспалением тканей) возникает в случае, если стоматолог неправильно сделал бороздку (близко к пульпе) или же вскрыл пульповую камеру. Перелом шины, который происходит в результате ее деформации при полимеризации, перегреве материала во время изготовления.

После шинирования болят зубы

Если края конструкции плохо отполированы, под шину попадает слюна и микробы, которые способствуют развитию кариеса. Повышенная чувствительность зубов может возникнуть после профессиональная чистки, которая была проведена за день до установки шин. Все это может стать основными причинами болей в зубах.

Очень важно вовремя обратиться к врачу, чтобы предотвратить возникшую проблему и сохранить в целости ткани зуба.

ВАЖНО! Шинирование стекловолокном является временной процедурой. Если само шинирование сделано по всем правилам и сам пациент соблюдает гигиену и другие рекомендации, то срок службы такой стекловолоконной шины будет долгим. Лишь раз в год важно показываться врачу, чтобы отполировать ее. Но если передние зубы зашинированы, а у пациента нет «задних» жевательных зубов, то очень высокий риск поломки шины в самое ближайшее время из-за перегрузки. Перед шинированием стекловолокном важный уклон делается на протезировании отсутствующих зубов, по причине нормализации прикуса.

Становиться ясно, что успех в процессе шинирования и дальнейших действий лежит не только на враче, но и на пациенте. При выполнении всех рекомендаций врача, есть шанс, что шины прослужат долго и надежно и будет устранена вероятность неприятных последствий.

Источник

Из этой статьи Вы узнаете:

  • зачем проводят шинирование подвижных зубов,
  • методика проведения, отзывы,
  • шинирование зубов – цена 2019 в Москве.

Статья написана хирургом-стоматологом со стажем более 19 лет.

Шинирование зубов – это один из методов стабилизации прогрессирования хронического пародонтита, цель которого заключается в укреплении подвижных зубов и уменьшении их подвижности (за счет специальных шинирующих конструкций). Эта цель может быть достигнута двумя путями: во-первых – при помощи связывания группы зубов стекловолокном, а во-вторых – при помощи зубных протезов. Ниже мы подробно рассмотрим каждый из этих методов.

Зачем необходимо шинирование подвижных зубов  –

При пародонтите средней и тяжелой степени подвижность зубов становится одним из основных симптомов заболевания. Как правило, подвижность зубов начинается при атрофии костной ткани более 1/4 длины корня зуба. Т.е. существует прямая связь между величиной атрофии кости и степенью подвижности зубов.

Оголение шеек передних зубов – это один из визуальных признаков атрофии костной ткани (рис.1). На рентгенограмме в этом случае мы можем увидеть убыль кости. В норме костная ткань должна доходить практически до шейки зуба. Сравните рентгенограмму (рис.2), где присутствует атрофия кости на 1/2 длины корня – с рентгенограммой (рис.3), где атрофия полностью отсутствует.

 

В тот момент, когда при пародонтите возникает подвижность зубов – скорость разрушения (атрофии) костной ткани многократно ускоряется. В свою очередь, разрушение костной ткани вокруг зуба приводит к еще большей подвижности зубов. По сути (при отсутствии лечения) процесс приобретает неконтролируемый характер с постоянным прогрессированием симптомов воспаления, в том числе и подвижности зубов.

Со временем, под воздействием жевательной нагрузки подвижные зубы начинают постепенно менять свое положение,  наклоняться в разные стороны, а также веерообразно расходиться (рис.4-6). Вот чтобы все это предотвратить и необходимо шинирование зубов.

   

1.  Шинирование подвижных зубов стекловолокном  –

Шинирование передних нижних зубов  –
если шинируются передние нижние зубы, то в этом случае на внутренней поверхности, например, 4-х, 5-ти или 6-ти нижних передних зубов сначала делается горизонтальная борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Потом в эту бороздку укладывается цельная стекловолоконная лента (рис.7). После чего, борозда (вместе с находящейся в ней стекловолоконной лентой) заливается световым композитом.

Читайте также:  Импланты зубов сколько дней болит

На рис.8-9 Вы можете увидеть как выглядит внутренняя поверхность нижних зубов «до и после» шинирования.

   

Количество зубов, которое берется в шину будет зависеть от состояния всей группы передних зубов. Кроме наиболее подвижных зубов в шину обязательно должны браться неподвижные зубы (обычно это клыки). Это позволит разгрузить подвижные резцы, т.к. благодаря жесткой шине клыки будут забирать на себя большую часть жевательного давления.

Шинирование передних верхних зубов  –
шинирование передних верхних зубов применяется при подвижности зубов, при угрозе или уже при наличии веерообразного расхождения зубов (рис.10). В этом случае в зубах также высверливается борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Однако чаще всего борозда высверливается на передней поверхности верхних зубов (рис.11), после чего в нее укладывается стекловолоконная лента и закрывается световым пломбировочным материалом (рис.12-13).

Обратите внимание, что при помощи пломбировочного материала можно сделать так, что широкие межзубные промежутки будут ликвидированы (рис.13). Количество зубов, которое будет браться в шину – будет зависеть от клинической картины.

Шинирование зубов: фото

     

Шинирование боковых зубов  –
если шинируется боковая группа зубов, то бороздка под стекловолоконную ленту высверливается не на внутренней, а на жевательной поверхности нескольких зубов. В борозду точно также укладывается стекловолоконная лента и заливается световым композитом.

В результате чего достигается эффект от шинирования

При засвечивании стекловолоконной ленты – она превращается в очень твердую балку, надежно прикрепленную к зубам. Зубы (при помощи такой балки) получаются как бы сцеплены все вместе и, как правило, совершенно неподвижны.

Стекловолоконная балка на зубах (шина) позволяет также перераспределить жевательную нагрузку между зубами. Даже накусывая на один зуб – нагрузка будет равномерно распределяться по всем зубам, входящим в шину. Это очень важно, т.к. при пародонтите зубы не только подвижны, но и слегка расходясь – теряют контакт друг с другом.

Результат потери контакта между зубами – каждый зуб несет максимум нагрузки и не способен распределять нагрузку между соседними зубами через такие контакты. В этих условиях костная ткань атрофируется значительно быстрее. Шинирование зубов в таких условиях – значительно увеличит срок службы таких зубов и остановит (или замедлит) атрофию кости.

Реклама

2.  Шинирование подвижных зубов коронками  –

В этом случае зубы сначала депульпируются (пломбируются корневые каналы) и потом обтачиваются под коронки. После чего на них уже одеваются «спаянные» друг с другом коронки, например из металлокерамики (рис.14). Этот вариант шинирования имеет значительно больший срок службы и надежность, чем шинирование стекловолокном. Однако его стоимость выше, причем значительно.

При шинировании 6-ти передних нижних зубов коронками стоимость конструкции из 6-ти единиц металлокерамики составит от 30 тысяч рублей (не учитывая стоимость депульпирования зубов). Шинирование цельнокерамическими коронками (рис.15) – еще в 2-2,5 раза дороже. Однако при шинировании дальних жевательных зубов, где эстетика не так важна – можно изготовить коронки не из металлокерамики, а обычные металлические.

 

3.  Шинирование зубов бюгельными протезами  –

Если Вы внимательно посмотрите на рис.16-17, то увидите, что в области внутренней поверхности нижних зубов протез имеет дополнительную тонкую дугу, которая плотно охватывает каждый зуб. Это позволяет зубам прочно стоять на своем месте, и передавать жевательную нагрузку с себя – на вот такую металлическую дугу, не испытывая при этом перегрузки.

Большой плюс таких протезов в том, что они позволяют не только шинировать подвижные зубы, но и одновременно восстановить отсутствующие зубы. Более подробно об этом типе протезов  читайте здесь.

  

Шинирование зубов: цена 2019

Сколько стоит шинирование зубов – цена в Москве на 2019 год в клиниках эконом-класса будет зависеть от количества шинируемых зубов, а также методики…

  • Шинирование стекловолокном 6 передних зубов (системой «Риббонд») – около 6500 рублей.
  • Шинирование 3 зубов стекловолокном – от 3500 рублей.
  • Стоимость шинирования зубов коронками (без стоимости подготовки зубов):
    →   металлокерамикой – от 6000 рублей за 1 коронку,
    →   безметалловой керамикой – от 19000 рублей за 1 коронку.
  • Стоимость шинирующего бюгельного протеза – от 25000 рублей.

Шинирование зубов: отзывы

Уважаемые пациенты, выбирая тот или иной метод шинирования нужно понимать следующее…

Шинирование стекловолокном является временной процедурой. Если само шинирование сделано по всем правилам, пациент соблюдает гигиену и т.д., то срок службы такой стекловолоконной шины может достигать 3 лет. Лишь раз в год нужно показываться, чтобы отполировать ее. Но если передние зубы зашинированы, а у пациента отсутствуют «задние» жевательные зубы, то очень высокий риск поломки шины в самое ближайшее время из-за перегрузки. Т.е. перед шинированием стекловолокном очень важно запротезировать отсутствующие зубы, чтобы нормализовать прикус.

Шинирование коронками, конечно, более надежно, срок службы металлических и керамических коронок заметно выше, чем стекловолоконной конструкции. Однако при пародонтите легкой степени тяжести не всегда имеет смысл обтачивать зубы под коронки (особенно в большом количестве). Бюгельные шинирующие протезы имеют много плюсов особенно для людей, которым не только нужно устранить подвижность зубов, но и восполнить большое количество отсутствующих зубов. Надеемся, что наша статья оказалась вам полезной!

Источники:

1. Доп. профессиональное образование автора по пародонтологии,
2. На основе личного опыта работы пародонтологом,
3. National Library of Medicine (USA),
4. American Academy of Periodontology (USA),
5. «Пародонтология» (Вольф Г., Ратейцхак Э.).

Источник